Гехт. Содержание.
1. Трактат «Ксубейс»: «Умер накануне Субботы, — [это] ему хороший знак» (Раши: «Что сразу обретет покой»).
Начинается это с диалога между р.Хией и Рабби, где первый, удивляется тому, что Рабби плачет, и приводит Брайсу, где помимо того, что «Умер смеясь, — [это] ему хороший знак. Умер плача, — [это] ему дурной знак», приводится множество вещей, которые являются добрыми или дурными знаками в подобной ситуации. — Необходимо понять, зачем р.Хия излагает эту Брайсу целиком, хотя еще в самом ее начале содержится указание, касающееся его диалога с Рабби?
Упоминанием всей Брайсы до конца р.Хия хотел ослабить (или устранить) «дурной знак», заключавшийся в плаче Рабби, поскольку в конце Брайсы находится «добрый знак» Рабби: «Умирающий от кишечной болезни — [это] ему хороший знак…»
Надо объяснить что к Рабби имел отношение еще один «добрый знак»: «Умер накануне Субботы, — [это] ему хороший знак». — Рабби умер накануне Субботы. — Два «знака» (дополнительный знак «накануне Субботы») были нужны для того, чтобы также после прояснения того, что слезы Рабби не были «дурным знаком» (поскольку он плакал «…о Торе и заповедях»), исключить также саму возможность подобного предположения на внешнем уровне.
2. Сама эта идея нуждается в объяснении:
— Добавление «доброго знака» «умер в канун Субботы» устраняет только «дурной знак» «умер в плаче», но не причину: отсутствие Торы и заповедей после смерти. А из истории в трактате «Шабос» о короле Довиде [см. подробней в беседе] ясно, что занятия Торой и заповедями хотя бы один день приоритетны перед достоинством «умер накануне Субботы».
— Как в Торе может быть сказано «добрый знак», применительно к противоположности жизни?! Ведь полнота, с точки зрения воли Б-га, изложенной в его Торе, — в жизни души именно в теле!
Краткое объяснение:
«Добрый знак» «умер накануне Субботы» подчеркивает исправление негативного в идее смерти, в общем. Этим устраняется также причина слез Рабби.
3. Первый канун Субботы, шестой день Творения, день сотворения человека, содержал в себе подобие идее смерти: сон — «шестидесятая часть смерти».
Хотя сон — неугодная, на первый взгляд, вещь — удаление жизненности, он «добрый знак», повлекший несопоставимое прибавление жизненности — сотворение женщины и привлечение силы бесконечного на то, чтобы порождать детей. К ограниченной жизненности человека прибавилось неограниченная — продолжение жизненности в его потомстве до бесконечности.
Подобие этому каждый Рейш-оШоно [см. подробней в беседе] и каждую пятницу — «сон» «зейр-анпин» и отделение «малхус», благодаря которому происходит единство «зейр-анпин» и «малхус» в Субботу.
Наподобие этому в рамках «6 тысячелетий, которые существует мир». — В шестом тысячелетии, времени завершения изгнания, происходит сон «зейр-анпин», отделение, благодаря чему достигается единство «зейр-анпин» и «малхус» (евреев и Б-га) в Освобождении, подобном Субботе.
Высказывание о том, что «умер в канун Субботы — [это] добрый знак» находится в завершении трактата «Ксубейс». «Ксубо» — брачный договор, необходимый для объединения мужчины и женщины [см. подробней в беседе].
4. Содержание идеи «Умер накануне Субботы, — [это] ему хороший знак» в Служении, в качестве души в теле:
Поскольку накануне Субботы (после полудня) наличествует идея «сна “зейр-анпин”», есть сон и снизу, — это время сна. Этот сон — «добрый знак ему»: благодаря получению жизненности во время этого сна прибавится более в изучении Торы в телесном и душевном покое, особенно в Субботу.
«добрый знак» сон накануне Субботы после полудня — «знак» — влекущий прибавление и обновление жизненности в изучении Торы в абсолютной полноте, в раскрытии «Новой Торы, [которая] от Меня выйдет» в Будущем, подобном Субботе.
5. Объяснение этого высказывания, применительно к простому смыслу вещей. — Смерть накануне Субботы, как первый сон первого человека накануне Субботы, — ради прибавления и обновления жизненности:
(1) «Яков-овину… как его потомство живо, так и он жив». Вечность его жизни, как вещи вечной, раскрывается в продолжении и вечности «его потомство живо» после освобождения его из мира. получается, что благодаря смерти осуществляется прибавление и обновление жизненности, — раскрытие вечности и истинности жизни.
(2) Уход жизненности при смерти — ради прибавления и обновления жизненности при воскрешении из мертвых, когда жизнь души в теле станет вечной. И в завершении «Ксубейс», после «Умер накануне Субботы, — [это] ему хороший знак» говорится о воскрешении.
В соответствии с этим объяснение этого высказывания:
Поскольку накануне Субботы подчеркнут уход жизненности ради ее прибавления, уход из мира в это время — «добрый знак», поскольку смерть происходит так, что раскрытым образом подчеркнута только идея добра, прибавления жизненности [см. подробней в беседе]. Получается, что этот «добрый знак» подчеркивает исправление негатива, заключенного в смерти. Поэтому исправляется сама причина плача Рабби, поскольку у цадиким после воскрешения будет продолжение занятий Торой и заповедями, еще с большей полнотой.
Надо сказать, что главное, что подразумевают мудрецы, говоря: «Умер накануне Субботы, — [это] ему хороший знак», — относится к работе человека, как души в теле. Того, что эта идея осуществилась у некоторых по простому смыслу, более, чем достаточно, чтобы «вывести» в этой обязанности всех остальных.
6. Это в особенной степени связано с «умер накануне Субботы», по простому смыслу, в канун нынешней Субботы:
Принимая во внимание личность ушедшего [см. подробней в беседе] понятно, что в относящемся к нему лично есть общие урок и указание, в частности в отношении Служения по распространению Торы и еврейства и «источников» «наружу» — выполнению посланничества предыдущего Ребе, главы нашего поколения.
И надо задержаться на уроке и указании из имени освободившегося из мира, включая фамилию.
7. Мейше-Ицхок. — намекает на связь с Ребе:
— Мейше — Мейше-рабейну в поколении.
— Ицхок — второе имя предыдущего Ребе, указывающее на радость и смех, полнота которых достигается Мошиахом [см. подробней в беседе].
Применительно к выполнению им посланничества:
— Мейше жил 120 лет, это полнота жизни человека, его работы.
— Ицхок жил 180 лет, это полнота долголетия [אריכות ימים] праотцов.
Объединение между ними указывает на прибавление и полноту Служения (120 лет), благодаря долголетию (180 лет). И тем же образом, — в отличие от почивших на лаврах или работающих образом прибавления к обязательной работе, — с той же энергией и радостью все дни жизни.
8. Фамилия «Гехт [щука]». При том, что это название хищной рыбы, — это рыба чистая. Более того, она особо предпочтительна для субботней трапезы:
Над рыбами не властен «дурной глаз». Наподобие этому — потомство Ейсефа, в том числе в понимании: посланников Ейсефа в нашем поколении.
Хищная рыба — наподобие «Биньомина, терзающего волка [זאב יטרף]» — работа по выборке и поднятию искр Святости из мира [см. подробней в беседе].
Связь с кануном Субботы, временем приготовления рыбы на субботний день:
Добавление к Субботе от будней, наподобие волка, который «отхватывает —טורף». — Этим подчеркнут итог работы будней — то, что они поднимаются и включаются в Субботу. Работа по подготовке рыбы («терзающий волк») — накануне, а употребление ее в пищу — в Субботу (время покоя, следующего за «хватанием»).
«Добрый знак» того, что «умер накануне Субботы», в том, что это указывает на завершение и полноту Служения по переборке мира, по причине чего «сразу обретает покой».
9. Урок и указание из упомянутого события:
— Также после его ухода должно произойти продолжение и расширение учреждений, которыми он занимался, выполняя свое посланничество. Более того, с усилением. В частности, его домашними.
— Поскольку начало всего — в Торе, надо начать прибавление и расширение упомянутых учреждений изданием брошюры, т.д. [см. подробней в беседе].
— Это «добрый знак», если в знаках еще есть нужда, тому, что «потомством Ейсефа» закончена и выполнена работа посланничества по переборке будней, образом «терзающего волка», и все готово к трапезе.
И пусть будет угодно, чтобы [более] не потребовались «знаки», поскольку сразу и моментально в эту Субботу приходит Мошиах, и он (р.Гехт) среди них, и предыдущий Ребе во главе них, все сыновья Израиля, души в телах, живущие вечной жизнью приходят с синагогами и ешивами и домами добрых дел в нашу Землю-Святыню, в Иерусалим, город-Святыню, на гору-Святыню и в Третий Храм в буквальном смысле сразу и моментально.