Ваигаш. Содержание.

1. Глава «Ваигаш», как и любое место Торы содержит в себе наставление, актуальное для любого времени и места. Она дает указание и проясняет, как должен вести себя еврей, в соответствии с нынешним временем — последними мгновениями изгнания, в непосредственном соседстве с Освобождением.

2. На первый взгляд, связь с Освобождением подчеркивается афтейрой главы (а «афтейро говорит об идеях главы») — объединением царств Еуды и Ейсефа в будущем. Но кроме того, что афтейра говорит только об Освобождении и не дает практических указаний по поводу Служения в моменты предшествующие Освобождению, необходимо объяснение связи афтейры и главы: в афтейре говорится о ситуации, когда «Довид, раб Мой, — глава им навеки», — а в ситуации главы Ейсеф является хозяином Египта, а Еуда нуждается в нем и признает его власть.

3. Есть особая связь между началом и концом. Надо предварительно объяснить связь между началом и концом главы «Ваигаш», ведь, на первый взгляд, они противоположны. — В конце главы евреи закрепляются в Египте и достигают множества. Это указывает на их силу даже во время пребывания в Египте. — В противоположность этому, в начале главы братья находятся в низком положении, вынуждены молить Ейсефа.

4. Объяснение:
По размышлении понятно, что Еуда в начале «Ваигаш» ведет себя, проявляя большую силу [תוקף] и уверенность в себе [ברייטקייט]:
Несмотря на все величие Ейсефа и не понимая, что это его брат, Еуда не пугается. Он подходит к Ейсефу не испрашивая разрешения, говорит с ним «жестко», невзирая на то, что он подвергает себя тем самым смертельной опасности. Получается, что «подход Еуды» к Ейсефу выражает силу Еуды!
Отсюда понятна связь этого сюжета с завершением главы и содержанием афтейры. Мощь «И подошел к нему Еуда» дало силы на то, чтобы Яков и сыновья спустились в Египет, не подчиняясь египтянам, но закрепляясь и размножаясь там. Более того, это подготовка к тому, что «Довид, раб Мой [будет] главой им навеки».

5. Однако, нуждается еще в объяснении:
Еуда основывался на том, что Ейсеф — нееврейский царь. На первый взгляд, после того, как раскрылось, что этот «царь» — Ейсеф, — более нет необходимости в силе Ейсефа, чтобы позволить евреям закрепиться в Египте, т.д. Более того, в этом проявляется сила Ейсефа.
То же касательно афтейры: поскольку сила Еуды в начале главы была актуальна только пока не раскрылось, что это Ейсеф, и в главе именно Ейсеф — правитель над Египтом, — какое этот сюжет имеет отношение к силе Еуды, о которой говорит афтейро, к возвластвованию Дома Довида. Эти отрывки, на первый взгляд, обладают противоположным содержанием. Другими словами, на самом деле сам Ейсеф представляет силу евреев в Египте, и с точки зрения подлинного положения вещей нет необходимости прибегать к «И подошел к нему Еудо».
Из истинности и вечности каждой идеи в Торе понятно, что сила Еуды была не временной, но была хидушем даже по отношению к тогдашней силе Ейсефа. И именно этой силой осуществилось закрепление евреев в Египте, и она являлась подготовкой к тому, чтобы «Довид, раб Мой, [стал] королем им навеки». Это понятно из того, что именно Еуду Яков послал квартирьером в Египет — «освобождать ему место и давать указания, как он поселится в нем», при том, что правителем Египта и тем, кто выделял евреям земли был Ейсеф.
Основа объяснения этому:
Сила еврея в изгнании может выражаться двумя способами:
(1) Его сила — не более возможного в рамках законов природы и мира, ограничений изгнания: законов государства и т.п.
(2) Он стоит в совершенной степени выше всех идей мира и народов мира, тем более изгнания. Более того, он проявляет силу по отношению к ним, вплоть до того, что способен изменять законы государства.
Сила Еуды приводит к тому, чтобы еврей не только был властителем над народами мира во времена изгнания так, как это соответствует «правилам» мира и изгнания (Ейсеф), но образом, когда он в совершенной степени возвышен над этим.

6. В положении подобном Еуде, когда он «приступил» к Ейсефу, находился Мордехай, который во времена изгнания «не кланялся», не смотря на то, что кланяться Аману было приказом царя.
На пире у Ахашвейроша он хотел сделать «כרצון איש ואיש [досл.: по воле человека и человека]» — Мордехая и Амана. Мидраш дает этому 2 объяснения:
(1) Писание насмехается над Ахашвейрошем, захотевшим объединить две противоположности.
(2) В отличии от того, как он ведет дела в этом мире, в будущем Б-г будет удовлетворять в том числе взаимоисключающие требования, на что не был способен Мордехай.
Надо понять: с точки зрения самого толкования Геморы, Ахашвейрош также способен удовлетворить противоположные запросы Мордехая и Амана, как это соответствует приведенным толкованиям?

7. Когда речь идет от «ведении дел», природе этого мира, и Б-ге, как он одевается в «ведение дел этого мира» (אלקים), достижение «לעשות כרצון איש ואיש» — удовлетворение взаимоисключающих запросов — невозможно. Что не так, когда речь идет о Б-ге, как он выше мира (что раскроется в Будущем). И в этом разница между объяснением, даваемым в Геморе и в Мидраше: в первом мидраше говорится о «ведении дел» в этом мире. Во втором о «ведении дел» в Будущие времена. А из Геморы ясно, что также во времена изгнания еврей способен подняться до уровня Будущего, когда у него будет «לעשות כרצון איש ואיש».

8. Внутреннее объяснение этому:
Ахашвейрош, в его корне указывает на Б-га. Он дал право человека выбирать, как поступать: «כרצון איש ואיש» — по воле Мордехая или Амана. На уровне выбора существуют обе альтернативы, но осуществить возможно только одну из них.
Еще глубже:
Противоречие между «רצון איש ואיש» связано не только с невозможностью их одновременного выполнения на практике. — Это два взаимоисключающих, на первый взгляд, подхода:
— Мордехай называется «יהודי», потому что он отринул идолопоклонство («не кланялся»). И не только идолопоклонство, по простому смыслу, но все, что не относится к Служению Б-гу, даже если это не противоречит «Шулхан Оруху». — «Я не сотворен ни для чего иного…» — Служение должно заполнять все время («Все деяния твои пусть будут во имя Небес», «Всеми путями твоими познай Его»). Вплоть до того, что сами «пути твои» становятся «познай Его» и «Небесами».
— В противоположность тому Аман — идолопоклонство. И тоже не только идолопоклонство по простому смыслу. — Все, что не является Служением Б-гу. И его довод: поскольку находятся в этом мире и в изгнании, подчиняются законам природы (которые сотворил Б-г), — надо с ними считаться. По крайней мере, в области «разрешенного».
Получается, что находясь в ограничениях мира и изгнании либо воля Мордехая исключает не только практическое осуществление воли Амана, но и весь его подход, выражающийся в необходимости считаться с порядком, заведенном в мире. Либо, считаясь с тем, что Б-г отправил евреев в изгнание, необходимо, на первый взгляд, вести себя в соответствии с «волей Амана» образом, ограниченным порядком, заведенным в мире (когда он не противоречит Торе и заповедям).
Несмотря на это, когда еврей связан с Б-гом, как он выше порядка мира, появляется сила объединить две противоположности: также находясь в мире и в изгнании, «не кланяться», поскольку находиться в абсолютной степени выше.

9. В соответствии с этим станут понятны слова Мидраша: два объяснения выражают два пути в Служении еврея в изгнании.
Поскольку Б-г отправил еврея в мир и в изгнание, под власть Ахашвейроша, и подчиняться законам государства не противоречащим Торе — обязанность Торы, можно подумать (в соответствии с волей Амана), что в том, что выходит за рамки Торы и заповедей, не должно быть совмещение двух противоположностей: одновременно с тем, что «мы рабы Ахашвейроша», еврей «не кланялся». — Говорит Мидраш, что противоречие между волей Мордехая и Амана существует, когда говорится о порядке, заведенном в мире. Со стороны же Б-га может осуществиться и то, и другое: еврей находясь в мире и в изгнании способен быть в абсолютной степени вознесен над идеями мира и изгнания, вплоть до того, что он влияет на царя народов мира, «властвующего» над ним.
И в этом смысл слов Геморы: благодаря тому, что Мордехай находился в полноте битуля к Б-гу — «не кланялся», «отринул идолопоклонство», — это связало его с силой Б-га, вознесенного над заведенным в мире порядком, что дает ему силы, находясь в изгнании, быть в полноте «непоклонения», вплоть до того, что это ликвидирует указ Амана и поднимает Мордехая до второго после царя человека в государстве.
Это Б-г предоставляет выбору еврея: находясь в изгнании, он может выбрать действовать «כרצון איש ואיש» — следовать воле Мордехая или воле Амана (в значении, объясненном выше). И это зависит только от его желания [см. подробней в беседе].

10. Отсюда понятен хидуш Еуды по отношению к Ейсефу:
— Ейсеф властитель над Египтом. Это указывает на то, что еврей — хозяин над миром и окружающими его народами. Однако, (а) он поставлен на этот пост фараоном, т.е. связан с приказом царя и законом государства, (б) поставлен образом: «только престолом я буду выше тебя», — Ейсеф на тонком уровне связан с ограничениями мира и Египта.
— Сила же Еуды, выражающаяся в том, что он не испрашивая разрешения подходит к Ейсефу и воздействует на него, указывает на силу, которая не считается с ведением государства и обычаем, заведенным в мире. — Это объединение двух противоположностей: Еуда, зная, что он нуждается в Ейсефе, ведет себя с ним абсолютно уверенно, со всем напором!
И поэтому именно после этих событий, при поддержке Ейсефа, евреи получили возможность поселиться в лучше земле Египта, вплоть до того, чтобы закрепиться там, стать ее хозяевами и размножиться там образом выше ограничения. И это привело в дальнейшем к тому, что годы Якова в Египте были «хорошей жизнью» — истинной жизнью в духовном и материальном.

11. Сила «подхождения» Еуды к Ейсефу, происходящая из его связи с Б-гом, которая выше порядка, заведенного в мире, — подготовка, дающая силу привести Освобождение истинное и полное, когда абсолютно полным образом раскроется во всем мире сила «Довида, раба Моего, [который] станет правителем им навеки». А это связано с полнотой силы Б-га, когда это действует также на народы мира [см. подробней в беседе].
Силы на раскрытие достоинства Еуды происходят из того, что вначале он получает пролитие от Ейсефа, наподобие примыкания Освобождения к молитве: также в молитву («малхус», Еудо) привлекается идея Освобождения (от Ейсефа, «есейд»), пока сам «малхус» не становится «ангелом освободителем». — «И подступил к нему Еудо» подчеркивает не только битуль и принятие от Ейсефа, но силу Еуды. Еуда нуждается в Ейсефе только для того, чтобы полностью раскрыть свою силу, как это будет в Будущем.

12. Указание из «подступил к нему Еудо» для нашего периода, находясь вплотную к Освобождению:
Невзирая на силу Еуды, Мордехая, праведников и евреев всех поколений, всегда существовали какие-либо внешние ограничения со стороны народов и их установлений, которые не всегда позволяли евреям вести себя со всей полнотой ощущения себя хозяевами мира. — Не так в нашем поколении и в настоящее время: видно воочию, что прежних помех нет, и народы мира дают евреям возможность вести себя так, как они хотят. Поэтому «закрепиться ли в ней [земле] и размножиться ли в великой мере» — зависит только от желания евреев. Как евреи и ведут себя во многих местах, со всей силой и уверенностью. В последнее время видно, как в тех государствах, в которых существовали тому некоторые ограничения, в последние годы эти ограничения исчезли. Более того, правительства народов поддерживают евреев в этом!
В дополнении к возможности следовать пути Торы и заповедей в своем частном пространстве, в последние годы становится все легче и легче жить таким образом повсюду в мире, поскольку мир, — также и неевреи, — являются сосудом для восприятия идеи еврейства, Торы и заповедей, если говорить о неевреях — семи заповедей сыновей Ноаха.
Вплоть до того, что сейчас надо только практически привлечь Освобождение в материальность мира, в раскрытие плотским глазам. (Поскольку невзирая на силу Служения евреев в изгнании, и то, что также находясь в изгнании, они находятся в состоянии духовного Освобождения, — это еще не полнота Освобождения [см. подробней в беседе]). Сегодня необходимо только открыть глаза, и тогда увидят, как весь мир требует, чтобы каждый еврей уже находился в состоянии Освобождения истинного и полного.
Само это является причиной того, что сегодня видят, как евреи могут со всем напором и ощущением себя хозяевами [положения] стоять во всех еврейских вопросах также во взаимоотношениях с народами, и это зависит только от их желания. — Поскольку находятся уже перед Освобождением, в котором раскроется практически, как «Довид, раб Мой, правителем будет им навеки», «И узнают народы, что Я — Б-г». Это находит практическое отражение в положении нашего поколения, в качестве подготовки, напрямую ведущей к истинному и полному Освобождению.
На это намекает «И подступил к нему Еудо»: вместе с поддержкой Ейсефа в нашем поколении — предыдущего Ребе, — есть также и «подступил к нему Еудо», Мошиах, который придет буквально в скором будущем, приходящий при поддержке и силой Ейсефа [см. подробней в беседе].
Урок из этого поколению: благодаря тому, что в вопросах еврейства ведут себя с силой и, будучи евреями, ощущением себя хозяевами, так как «для евреев сотворен мир», — само по себе это приводит «И Довид, раб Мой, правителем будет для них навеки».

13. Идея «подступил к нему Еуда» — сила и ощущение себя хозяином мира — подчеркивается также 5 Тейвес. Этот день, связанный с освобождением книг, произошедшим с согласия и при поддержке и на глазах народом мира. Однако по-прежнему есть книги и рукописи, остающиеся в плену в России, несмотря на распоряжение правительства о том, чтобы и они были освобождены. И связывают это с тем фактом, что в последние дни была перенесена столица того государства в другой город (?).
Что может сделать каждый для того, чтобы поторопить практическое вызволение и возвращение книг и рукописей? — Сделать подобное: мужчины, женщины и дети принесут в свой дом святые книги. Сейчас это сделать легко, поскольку еженедельно издаются новые вещи. (Известно объяснение предыдущего Ребе, что книга должна стоить денег [см. подробней в беседе]). И надо принять решения, в отношении этого уже сейчас и выполнить как можно быстрее, в том числе за счет предварительной подписки на книги. Также правильно осуществлять еврейский обычай дарить другим на праздник и т.п., включая маленьких детей, святые книги.

14. И пусть будет угодно, чтобы благодаря тому, что каждый расширит свои действия по получению новых книг, это поторопит еще более осуществление в действии «И подступил к нему Еудо» при выкупе из плена Биньомина. — Чтобы все книги и рукописи наших Ребе возвратились на их истинное место [см. подробней в беседе]. И моментально этот выкуп пленных приведет выкуп всех пленных искр святости. И все евреи идут вместе «со своим серебром и золотом», включая их книги и рукописи, идут в нашу Землю-святыню, в Иерусалим, город-святыню, в Третий Храм, в Святая-Святых, где находится безо всяких изменений со времен сотворения мира «камень основания [אבן השתי’]».
И все это в буквальном смысле сразу и моментально.

Оставьте свой отзыв!