Ваейце. Содержание.

1. День рождения и день сокрытия из мира Мителлер Ребе выпадает на один день — 9 Кислева. Мы находим еще один хидуш, применительно к нему: на следующий день (10 Кислева) выпадает день его Освобождения из заключения.
В главах «Ваейце» и «Ваишлах» (поскольку памятные даты связаны с главами на которые выпадают) мы можем почерпнуть уроки, касающиеся Мителлер Ребе, включая урок, касающийся Освобождения, что наиболее актуально в нынешнее время.

2. «Б-г делает полными дни и годы праведников изо дня в день…» — хидуш выпадения на один день дня рождения и дня сокрытия из мира мы находим в толковании мудрецов по поводу Мейше-рабейну. — Нуждается в объяснении: в чем полнота, заключенная в этом? На первый взгляд, полнота духовного Служения может быть достигнута без этого, ведь у большинства праведников отсутствует такой хидуш?

3. Поскольку полнота Служения еврея в том, чтобы он преобразовал свое материальное тело так, чтобы в его жизни не было никаких фрагментов, отделенных от Служения, — полнота Служения праведника достигается, когда духовная полнота выражается также в материальной полноте — материальных годах и днях («כשם שהן תמימים כך שנותם תמימים»). Вплоть о того, что материальность становится подчиненной — «сосудом», «колесницей» для духовности. — Жизнь праведника не материальна, но духовна, но полнота его работы в том, чтобы духовная жизнь пронизала и осветила также материальную. Более того, достижение также материальной полноты производит поднятие даже в полноте духовной. Поэтому «Б-г… делает полными дни праведников…», поскольку время — определение этого мира. — Поэтому полнота Служения праведника выражается в «полных годах», когда каждый день реализован в Служении полностью («…אי חסרא לבושא חדא»)
Полнота цадика — и в духовном, и в материальном. Полнота одного является продолжением полноты другого. (Подобная полнота есть у каждого цадика на духовном уровне, но когда это выражается и на материальном уровне, то полнота большая. Эта полнота была у праотцов и Мейше).

4. Удивительная вещь в главах «Ваейце» и «Ваишлах»:
Хотя, на первый взгляд, рассказ о Якове, «избранном из отцов», должен быть рассказом о святом Служении в Земле Израиля, о Служении Якова рассказывается, в основном, не в «Толдейс», а в «Ваейце», где говорится о его выходе в Харан к Лавану, со всем негативным, связанным с этим. Там он женился и родил большинство сыновей — фундамент еврейского народа. Когда Яков уже собирается «с миром» домой, начинается история с Эйсавом!

5. «Дела отцов — знаком для сыновей». — Первый рассказ о работе праотцов с миром дает нам урок, что основная работа еврея — влиять на мир и объясняет порядок этой работы:
— «И вышел Яков…» — величайшее спускание души — в тело [см. подробней в беседе].
— Но намерение этого спускания в том, чтобы еврей преодолел сокрытие и построил «дом в Израиле», вплоть до «ложе его без изъяна».
Это достигается благодаря тому, что душа, пребывая в теле превращает его в сосуд для души, вплоть до того, что тело объединяется с душой. Именно благодаря «חרנה» достигается «וילך». Более того, «וילך» происходит также в самом «חרנה» [см. подробней в беседе].
На то же намекает «ה» в конце «חרנה». — В «Харане» раскрывается Б-жественная жизненность, оживляющая Творение [см. подробней в беседе].

6. «И “наткнулся” на это место, и ночевал там, потому что зашло Солнце, и взял из камней этого места и поместил себе изголовьем, и лег в месте том».
Как только еврейская душа спускается в материальное тело в этом материальном мире, она попадает в ситуацию: «…потому что зашло Солнце», — сокрытия, Б-га. Из-за этого: «и лег в месте том», — его «голова» уравнивается с «ногой» (особенно в изгнании, а особенно — в заключительный период перед приходом Мошиаха т.д). И мир наполнен «клипейс» — «…боялся хищных зверей». — Но именно благодаря спусканию души осуществляется раскрытие и возобладание духовности (души) также в материальном теле, также в вышеописанном положении. Более того, он становится «и лег…» в позитивном смысле: материальное тело объединяется с душой, благодаря чему достигается несопоставимая с прежней полнота также в душе (см.ниже).

7. Каким образом Яков лег спать именно в месте будущего Храма?! (14 предшествующих и 20 последующих лет он не спал лежа!) — «Лежание» — идея, обладающая (также) позитивным значением, раскрывающаяся именно в месте Святилища.
Во время стояния и сидения раскрыты различия между верхней и нижней частями человека. Когда человек лежит, его верх и низ нивелированы. —
С духовной т.з.:
Верхняя часть тела указывает на его духовное содержание и суть. Нижняя — на его материальность. Т.о. «лежание» означает нивелирование духовности с материальностью. С т.з. раскрытий, это великое падение. В корне же, у этого есть великое достоинство: именно тогда «верх» с «низом» находятся в абсолютном равенстве, причиной чего является раскрытие Сущности. И это привлекается позднее также и в то время, когда он «встает», в различия уровней привлекается и раскрывается Сущность Б-га. Тогда «верх» и «низ» различаются только с точки зрения формы. По сути же, они одно — раскрытие Сущности.
В Служении еврея по выходу из «Бер-Шевы» и походу в «Харан» есть 2 вещи:
(а) Возобладание раскрытия духовности над сокрытием материальности так, что последняя становится сосудом для духовности. (Здесь материальность, с т.з. своих рамок, представляет собой сокрытие для духовности).
(б) Нивелирование материальности и духовности (также в рамках их собственного существования) раскрытием Сущности.

8. Отсюда понятно, почему Яков лег именно там: именно оттого, что это было место будущего Святилища, где раскрывалась Сущность. И это то, почему дальше сразу рассказывается о сне Якова: лестнице и ангелах — объединении «Земли» и «Небес», благодаря Сущности.
Это также внутреннее объяснение тому, что когда Яков проснулся, он сказал, что не знал, что это «есть Б-г (’הוי) в месте этом». — Раскрытие имени «Авайе [’הוי]» — выше «знания», поскольку «знание» обладает достоинством, связана с головой. А с точки зрения Сущности, верх и низ равны. А после этого Яков называет это место «домом Вс-сильного» — жилищем, в котором раскрывается Б-г во всей своей Сущности.
Все это приводит Якова к обету заканчивающемуся: «От всего, что дашь Ты мне, отделю я тебе десятину». Благодаря раскрытию Сущности, раскрывается, что «все» — материальное, духовное, — всего вместе, находятся в аспекте «отделю десятину [עשר אעשרנו]» — в аспекте «кесер», более того: ««[отделю десятину] Тебе»» — Твоей Сущности, поскольку все существование является только «Тебе» — раскрытием Сущности Б-га.

9. «И взял от камней этого места и поместил себе изголовьем…» Раши: «Потому что боялся хищников… Начали камни спорить… сделал одним камнем»:
Чем помогает барьер вокруг головы? Действительно, комментаторы объясняют, что Яков огородил все свое тело. Но надо понять
(а) Почему Писание (и Раши) подчеркивает: «מראשותיו» — ограждение для головы?
(б) В чем смысл оградки, в качестве защиты от хищников?

10. Объяснение хасидским путем:
«И взял от камней этого места и поместил изголовьем» — духовное действие Якова раскрытие с великой силой («камень») в собственном материальном существовании света души. А когда в существовании материальности раскрывается его истинное существование и суть (душа), тогда сокрытие материальности невозможно, и самом собой хищные звери не могут повредить Якову. И, поскольку «место обитания Б-жественной души — в головном мозгу, и оттуда она распространяется во все органы», — поэтому главная сила раскрытия души — именно в головном мозгу, «מראשותיו».
«Ссора» происходила между камнями, окружавшими голову, и камнями, окружавшими тело. Спор заключался в том, «куда положит цадик свою голову» — за раскрытие Святости подобное раскрытию ее в месте головы Якова. — «…сделал их Б-г одним камнем». — Раскрытие силы Святости было равным во всех частях тела Якова. Благодаря раскрытию Сущности, было достигнуто абсолютное объединение связи и объединения «верха» и «низа» — «один камень».
И поскольку раскрытие Сущности осуществилось именно благодаря спусканию «вниз» [см. подробней в беседе], поэтому истинная сила Святости (раскрытие Сущности) происходило благодаря камням, «молчащей природе», которые впоследствии стали «обелиском» — «камень этот.. будет домом Вс-сильного» — домом и жилищем Сущности Б-га.

11. Отсюда понятна особая сила, которой обладал Яков при приходе в Харан, позволившая ему одолеть сокрытие Харана, более того, объединить верх и низ, душу и тело, благодаря раскрытию Сущности. Поскольку эта сила появилась благодаря спусканию в Харан, Яков поставил колена именно там, и «ложе его цельно».
«מטתו [ложе] цельно» — также от слова «מטה [низ]». — Также «низ» Якова был целен. Более того, также лежа на ложе, когда его голова и ноги на одном уровне, Яков раскрывает полноту раскрытия Сущности, и это осуществляется в Харане.
«Дела отцов — знак для сыновей». [Необходимо] такое нивелирование своего низа и верха, чтобы «מטה [низ]» становился «מטה האלקים [посохом Б-га]», которым Мейше-рабейну делал все чудеса в Египте — «מצרים», от слова «מיצר [теснина]». Чтобы из «Из теснин воззвал я к Тебе…» получилось: «Ответь мне на просторе…» — раскрытие Сущности, поскольку полнота переборки низа осуществляется именно раскрытием Сущности, простотой Сущности, которая связана с простотой еврея, — «Еврей и Б-г — в абсолютной степени одно».

12. Поскольку в Харане Яков занимался, в основном, работой с собой, а упомянутое действие должно быть в полноте также применительно к миру, Тора продолжает недельной главой «Ваишлах», рассказывающая, в основном, о работе Якова по преобразованию мира.
Яков — «тикун». Эйсав — «тейу». Яков отправляет к Эйсаву посланников, поскольку полагает, что тот уже «перебран» и может произойти объединение между «великими светами тейу» и «великими сосудами тикун», что является полнотой преобразования мира, когда он становится сосудом и объединяется с духовностью, благодаря раскрытию того, что выше «тейу» и «тикун», — раскрытию Сущности.
(Но практически Эйсав не был тогда готов к этому, поскольку это происходит именно в Освобождении истинном и полном [см. подробней в беседе]).

13. Две эти главы в Служении Якова раскрывают содержание и цель совокупности Служения в области Торы и заповедей: сделать тело и мир сосудом для Б-жественности души, вплоть до того, чтобы сама материальность раскрывала «действующую силу» и являлась одним с духовностью, вплоть до «жилища в нижних» Ему — Сущности, как это будет в Освобождении [см. подробней в беседе].

14. Эта задача усилилась еще больше раскрытием Торы Хасидизма, идея которой осуществить и раскрыть объединение Б-жественности с миром. Раскрытие «скрытого в Торе» дает возможность объединить «скрытое в Б-ге» со «скрытым в евреях», а это дает силы превратить низ материальности в сосуд для Б-жественности — «раскрытого в Б-ге» и также «скрытого в Б-ге».
В особой степени это происходит благодаря раскрытию Торы Хасидизма Хабад, которая приводит Б-жественность в понимание и постижение, также разумом «животной души» («Харан») и народов мира («Эйсав»). — «Распространятся источники наружу», — вплоть до «наружи», наружнее которой нет. Так, что даже «наружу» станет сосудом и объединится с Б-жественностью.
В связи с этим основное раскрытие Торы Хасидизма — в Кислеве, 3 месяце, соответствующем Сивану.
Хасидские события месяца Кислев и также Ханука [см. подробней в беседе].
Разница между Кислев и Сиван:
— Сиван связан с росой, которая спускается с выше и не прекращается.
— Кислев связан с дождями, работой низа с материальностью (גשמים - גשמיות). Именно эта работа подчеркивает объединение верха и низа. «Пар поднимется с Земли» [см. подробней в беседе] вплоть до того, что пропитывает материальность до ее нутра.
С этим связано достоинство раскрытия Торы Хасидизма: разум человека и его материальное существование вплоть до того, что весь мир, становятся пронизанными, пропитанными Б-жественностью, как это будет раскрыто в Освобождении.
На это намекается также слово «כסלו [Кислев]» — «כס ל”ו». — сокрытое, с точки зрения самого себя, раскроется внизу [см. подробней в беседе].

15. В рамках хасидизма, объединение духовного и материального особым образом осуществилось, благодаря раскрытию Торы Хасидизма Мителлер Ребе:
Раскрытие Торы Хасидизма Хабад происходило упорядоченно. Каждый из Ребе раскрывал один из уровней этого знания, согласно тому, как вообще раскрывается знание.
— Алтер Ребе — уровень «хохмо», «точечное» знание.
— Мителлер Ребе — уровень «бино», привел «точечное» знание «хохмы» в широкое объяснение, укладывающееся в понимание и постижение, вплоть до «широты реки». — Для полного объединения понимающего с пониманием нужна не только «хохмо», но и «бина». То же, применительно к объединению духовности и материальности, осуществляемому Торой Хасидизма. Для полноты его необходимо, чтобы в дополнение к «хохмо» была и «бина». («Если бы моему тестю отрезали палец…»). Причина этому в том, что «широта реки» «бины» привлекается из ее источника, который выше «хохмо», поэтому «бина» обладает способностью к подобному объедению.
Его именование: «Мителлер [средний] Ребе» указывает на то, что он находится между «первым» и «третьим», — Алтер Ребе («хохмо») и «Цемах-Цедека» («даас»), — и связывает их таким образом, что они все включаются в него, поскольку им выражается совокупность деятельности по раскрытию Хасидизма Хабад, направленная на объединение Б-жественности с миром.

16. У Мителлер Ребе мы находим хидуш совпадения дня рождения и дня сокрытия его из мира — «полноту дней», поскольку идея исходящего из силы Сущности объединения между материальностью и духовностью у него подчеркнута: поэтому именно у него полнота духовной работы выражается также в полноте его дней.
Отсюда понятно, почему 9 Кислева предстоит дню его освобождения. — Полнота такого объединения — подготовка, дающая силы на осуществление «Освобождения» в области «Распространятся твои источники наружу…» Вплоть до большего: это освобождение становится началом и предварением «Нового года Хасидизма» — 19 Кислев.

17. В 5752 году 9 Кислев выпало на Субботу:
В Шабос духовная святость субботнего наслаждения привлекается в материальность еврея, через еду, питье и сон. «Дополнительная душа» просизводит изменение также в природе «животной души», материальном теле и материальности мира.

18. Сказанное выше касается евреев во всех поколениях, тем более в нашем, когда в буквальном смысле находятся уже на этапе Освобождения. После великого обилия работы, включая работу наших Ребе, уже закончили преобразование мира полностью, включая преобразование «Эйсава», как мы видим сегодня из поведения народов, происходящих от Эйсава. — Сегодня материальное тело и даже мир полностью преобразованы и очищены, являются сосудом, готовым для принятие духовных светов, включая свет Мошиаха, Освобождения, и вплоть до раскрытия простоты Сущности Б-га, как она раскрывается в прстоте сущности Мошиаха (которая выше аспекта «ехиды» и любых определений и уровней), — и благодаря этому раскрывается это также в простоте каждого еврея.
Единственное, чего не хватает, — чтобы еврей раскрыл, как следует, глаза, и увидел, как все готово для освобождения! Что уже есть «накрытый стол» [т.д., см. подробней в беседе], и евреи сидят за столом вместе с Мошиахом. И в нашем поколении это — предыдущий Ребе. И спустя 40 лет уже есть «сердце знать и глаза видеть и уши слышать».
Сейчас необходимо только, чтобы открыли «сердце знать и глаза видеть и уши слышать» и, подобно этому, реализовали все материальные органы и жилы, в дополнение к изучению Торы, вообще, — в изучении внутренней Торы, включая изучение вопросов, связанных с Освобождением. Так, чтобы это открыло сердце, глаза и уши, и увидели и ощутили по простому смыслу буквально, в материальности мира Освобождение истинное и полное в практическом действии. Учить Тору Мошиаха образом «видения», — все это уже готово, надо только открыть глаза, и увидят это!

19. Простым языком, касательно практики:
Поскольку объединение души и тела, духовности и материальности, уже имеется в полноте, и все готово для Освобождения, надо делать вещи, которые приведут это в практическое раскрытие:
— 9 Кислева прибавить в изучении Торы Мителлер Ребе, образом «широты реки» «бины», которая объединяет материальность и духовность. И это имеет отношение и к мужчинам, и к женщинам.
— Привести это в практику: чтобы каждый стремился выразить свою духовность и «хасидскость» в материальности, чтобы другие ощутили теплоту и жизненность его «еврейства» и «хасидства», так, чтобы между ними не было никакого разделения, а они стали одним.
— Организовать в каждом месте хасидский фарбренген [см. подробней в беседе].
— Продолжить фарбренген на протяжении Кислева [см. подробней в беседе].
— Изучать идеи Геулы и Мошиаха для того, чтобы подготовиться и подготовить других к раскрытию Освобождения истинного и полного.

20. И пусть будет угодно, чтобы сказанное и решения, принятые по этому поводу, привело моментально в раскрытие Освобождение [см. подробней в беседе].

Комментариев: 3

  1. ariela пишет:

    ochen interesno.mama moego muga umerla 10kisleva etogo goda.kak mogno svyazat’ eto s vashei stat’ei.

  2. ariela пишет:

    gdu otveta na moi e@mail spasibo

  3. Shmuel Sominski пишет:

    To ariela:

    Mama moego muga umerla 10 kisleva etogo goda. Kak mogno svyazat’…

    Ничто в мире случайно не происходит. Как Ребе в каждом, кажется, “Двар Малхус” говорит: все происходит по воле Провидения и происходит в абсолютной степени точно, — в том числе точно в предназначенный для этого момент времени. — Однако, для того, чтобы действительно понимать связь между происходящими в будничной жизни событиями и датами, надо быть Ребе, обладать особыми способностями, которыми я, к сожалению, не обладаю.

    gdu otveta na moi e@mail spasibo

    А куда именно Вы писали? Я никакого email’а не получил пока что.

Оставьте свой отзыв!