Ваехи. Содержание.

1. «Ваехи» — завершающая глава книги «Брейшис», несущей в себе указание и силы на осуществление совокупного Служения всех евреев до конца всех поколений [см. подробней в беседе]. Это подчеркивается названием «Ваехи Яков… [И жил Яков]». Жизнь Якова — итог книги, повествующей о праотцах, и благодаря Якову ко всем евреям привлекаются все идеи праотцов, вплоть до того, что состояния «И жил Яков…» достигают все евреи до конца поколений.
Содержание главы — благословения Якова — привлечение идей Якова коленам, включающим в себя все последующие поколения евреев. «Яков не умер» — «Как потомство его живо, так и он жив». — Жизнь Якова вечна, поскольку она привлекается его потомству до конца поколений. «Потомство его живо» — истинной жизнью, благодаря изучению выполнению Торы. А в завершение главы говорят, в соответствии с обычаем: «Силен, силен и усилился!» — «И жил Яков…» становится усилением Служения каждого из евреев.
Надо объяснить связь и отношение главы «Ваехи» к 10 Тейвес, выпадающему на вторник, в случае чего Суббота, в которую происходит реализация и полнота 10 Тейвес, «Ваехи» выпала на 14 Тейвес — канун 15 числа, времени полнолуния.

2. 10 Тейвес один из 4 постов из Устной Торы. Он, [в определенном смысле,] имеет строгость большую, нежели все остальные, включая 9 Ава, наподобие Йом-Кипура. — Поскольку о событиях, в связи с которыми он был установлен, говорится: «…в тот самый день», — в тот период, когда месяц освящался по свидетельству, этот пост справлялся также, если он выпал на Субботу. — 4 поста отмечают последовательность событий, связанных с разрушением Храма [см. подробней в беседе]. Поскольку 10 Тейвес произошло начало этих событий, а начало обладает силой большей продолжения, а иногда и завершения процесса, этот пост обладает большей строгостью.
Отсюда понятно также относительно добра, заложенного в постах: 10 Тейвес — начало идеи блага, заключенной в постах, поэтому благо в нем большее, нежели в других постах, как в любом начале новой идеи в области Святости.

3. Объяснение:
День поста — «день благоволения Б-га», применительно к раскаянию, которой исправляется разрушение и изгнание и приводится Освобождение. Направленность поста на раскаяние подчеркнуто 10 Тейвес максимально:
Когда Иерусалим был осажден, ему самому еще не было нанесено вреда, даже его стене. (Только сама возможность вавилонского царя осадить Иерусалим являлась явлением негативным, вплоть до установления в связи с этим поста). — Это событие было нацелено на то, чтобы пробудить евреев к моментальному раскаянию, благодаря которому были бы с самого начала аннулированы все дурные следствия, и разрушение не получило бы продолжения. Получается, что 10 Тейвес более других постов подчеркивает идею «времени благоволения», применительно раскаяния, которое отменяет разрушение и приводит Освобождение.

4. Особая идея 10 Тейвес, как применительно начала изгнания, так и в основном применительно начала Освобождения и строительства Храма:
Ехезкель об осаде Иерусалима (10 Тейвес): «…возьми железную сковороду и помести ее железной стеной между тобой и городом… и будет он в осаде… знак это для дома Израиля» «Железо» намекает на разрушение Храма: не использовался при строительстве, не перечисляется среди приношений ни на Мишкан, ни на Храм, поскольку сравнивается с Эдомом, разрушившим Храм.
А исправление этого — «железом» Святости: «Мудрец, который не жесток, как железо…» — упрямство, в лучшем смысле, сила сущности души, благодаря которой устраняют «железо» — упрямство Ейцер-оро (дурного начала еврея).
Осада без нанесения вреда даже стене Иерусалима направленная на пробуждение раскаяния, приводящего к тому, что и стена Иерусалима останется в полноте — 10 Тейвес. В Служении это сохранение полноты Торы: «Я стена — это Тора», — образом силы («железо»).
Более того, также продолжение событий осады, вплоть до использования железа при разрушении Храма, направлены на полноту «железа» Святости при строительстве Третьего Храма:
«Золото, серебро и медь», как и Храмы, соответствуют праотцам и друг-другу (”золото”-1 Храм и т.д). Благодаря Якову осуществляется преобразование также «меди [נחשת — от נחש — змей]» — клипы, преобразование которой происходит благодаря «меди» Святости, — полнота которой достигается в Третьем, соответствующем Якову, Храме.
При этом, «Медь» намекает и на изгнание, в то время, как полнота Освобождения намекается преобразованием «железа», которое еще ниже «меди», благодаря которому приходят к полноте «железа» Святости. [См. намеки, следующие из названий перечисленных металлов, — в беседе].

5. Языком каболы и Хасидизма:
«Железо [ברזל]» — аббревиатура: Бил’а, Рохл, Зилпо, Лея. — Матери колен. Напротив их существует «железо» клипы. Сам порядок букв в аббревиатуре обратный, — рабыни предшествуют госпожам.
Также в Святости есть порядок «ברזל» в позитивном смысле:
Существует преимущество праматерей перед праотцами [см. подробней в беседе]. Аналогично, существует преимущество рабынь перед госпожами, выражаемое порядком «ברזל»: «Камень, которым погнушались строители, стал краеугольным» [см. подробней в беседе].
Подобным образом, касательно Храма:
Храм, в противоположность Мишкану был построен именно из камней, поскольку представлял собой подобие полноте Будущего, когда «малхус» («молчащая природа», камень) будет выше «зейр-анпин» («дерво шиттим»). В будущем Храме раскроется достоинство «малхус» при его спускании в нижние миры, и выразится в силе железа, которое крепче камня: «земля («малхус»), камни которой — железо».

6. Возможно, что полнота «железа» Святости в Третьем Храме выразится не только в его вечности, но также и в том, что он будет построен в т.ч. из железа. «Железо… что разрушил Храм» имеет отношение к Первому и Второму Храмам. Вечного Третьего Храма, к которому не имеет отношение разрушение, это опасение не относится. Поэтому можно и необходимо будет строить его с использованием железа для того, чтобы подчеркнуть полноту преобразования железа, разрушившего Храм, в железо, как часть Храма.
Главное использование и полнота железа, которое приготовил Король Довид для строительства Храма — в Третьем Храме, который будет построен Довидом Королем-Мошиахом.

7. Несмотря на то, что осада 10 Тейвес была началом событий разрушения Храма, поскольку намерением было то, чтобы после и благодаря этому был построен будущий, вечный Храм, — начало событий, связанных с разрушением, было также и в основном началом строительства Храма. Это намекается знаком, данным в связи с осадой («железо»): разрушение «железом» нацелено на достижение полноты «железа» Святости в будущем Храме.

8. На будущее Освобождение намекает также время 10 Тейвес:
— Тейвес — десятый месяц от месяца Освобождения Нисан. 10 Тейвес — десять в десяти, «десятый будет святыней», — намекает на Освобождение, когда достигается полнота «десяти» [см. подробней в беседе].
— Тейвес — «месяц, когда тело наслаждается телом», — «тело свыше», Сущность Б-га — наслаждается «телом внизу», каждым и каждой из евреев. А это (в основном) относится к состоянию Будущего, когда душа будет получать питание от тела, более того Сущность будет получать наслаждение от материального тела.
В большей подчеркнутости это в данном году:
10 Тейвес выпало на 3 день (вторник). При Творении во вторник, Б-г дважды произнес: «…ибо благ». Второй из этих раз был посвящен сотворению растений, размножающихся благодаря посеву, включающему в себя и осуществляющего начало роста плода. Этим подчеркивается, что начало разрушения и изгнания, наподобие посеву, — это начало Освобождения. Благодаря этому посеву раскрывается добро Освобождения [см. подробней в беседе].

9. Связь с «Ваехи» и «Силен, силен…»:
Поскольку книга «Брейшис» заканчивается пребыванием евреев в Египте, из чего проистекало изгнание, необходимо укрепить евреев на все время изгнания, вплоть до их поднятия в Освобождении истинном и полном. Содержание этого «укрепления» — «И жил Яков…». Яков — идея Торы, «срединный засов», пронизывающий все, от верха до низа, не подвергаясь изменениям. И благодаря этому раскрывается его истинное и вечное существование. Отсюда евреи узнают, что также при спускании в изгнание, они находятся в состоянии «И жил Яков…», истинной жизни Торы, что подчеркивает истинную и вечную силу евреев, как она раскрывается в Освобождении, связанном с Яковом.
Более частным порядком:
Укреплением евреев в изгнании, вплоть до полного Освобождения, является: «…потомство его живо», поскольку вечность Якова подчеркивается и раскрывается его потомством и потомством его потомства, до конца поколений, — его следованием путям Якова, благодаря чему раскрывается вечность Освобождения и Храма, соответствующих Якову.
Это более подчеркнуто в продолжении главы. — «Ложе его цельно», благословение всех колен, в полноте всех 12 колен раскрывается вечность жизни Якова, силой чего выходят из изгнания в вечное Освобождение.
«Потомство его [זרעו — семя]» намекает на посев, включающий и осуществляющий начало произрастания Освобождения. — Это содержание «укрепления» евреев, — произрастание Освобождения, благодаря посеву «наших действий и Служения в изгнании».
Отсюда понятна связь «Ваехи» с 10 Тейвес: и то, и другое подчеркивает идею начала поднятия, заключенную в спускании [см. подробней выше и в беседе].
Связь «Потомство его живо…» и силы «железа» Святости: «אבני’ ברזל» — «בני ברזל» — сыновья праматерей, 12 колен, потомство Якова. — Благодаря силе сыновей Якова во всех вопросах Святости, «железо» клипы, которым был разрушен Храм превращают в «железо» Святости — в строительстве Будущего Храма.

10. Наше поколение, последнее поколение изгнания и первое поколение Освобождения, когда все готово для трапезы [см. подробней в беседе]. А этот (5752) год имеет особое отношение к «краю» Освобождения: это «Год чудес во всем…»
«Во всем, изо всего, все…» — ступень праотцов, которым Б-г дал попробовать будущего мира. А полнота этого достигается, когда воскреснут трое праотцов и четверо праматерей,.. раскроется преимущество женского начала… особенно после достижения полноты Служения во времени изгнания, и сразу моментально приходит Освобождение — практически, когда видят, (1) как вместо осады Иерусалима осуществится расширение Иерусалима, вплоть до того, что он станет «открытым городом», «распространится на всю Землю Израиля»; (2) вместо «железа» со стороны противной Святости, связанного с разрушением Храма, осуществляется полнота «железа» Святости в строительстве Третьего Храма.

11. Отсюда понятен практический урок и указание — «потомство его живо» — укрепление в области мысли, речи и действия в области Торы и заповедей, приводящее моментально к произрастанию Освобождения:
— В области воспитания. Укрепление вечным образом, когда воспитание продолжается также после того, как прекращается действие отца и Рава, поскольку воспитание происходит образом «посева», включающего и приводящего за собой практически произрастание потомства и потомства потомства до конца поколений, чем раскрывается сила воспитателя («он жив»).
— Применительно ко всем действиям, называемым «посевом». Каждое действие, речь или мысль приобретают вечность «посева» [см. подробней в беседе].
Это достигается благодаря раскрытию в нем аспекта Якова — «י’ עקב» — точки еврейства, пронизывающей все существование еврея.
А главное, что «посев» в одном этом действии — производит Освобождение, когда каждый еврей приобретет вечную жизнь, включая всех евреев из всех поколений, включая будущие поколения.

12. И пусть будет угодно, чтобы само решение о прибавлении в «одной заповеди» стала «посевом», который приведет практическое и моментальное произрастание Освобождение [см. подробней в беседе]. И попросту: чтобы Б-г собрал изгнанников евреев и вернулся вместе с ними, вместе с синагогами и ешивами и т.д. в нашу Святую Землю и т.д [см. подробней в беседе].

Комментариев: 6

  1. Mordekhai пишет:

    Вопрос по первому абзацу: почему Яаков, а не Йисраэль?
    И кажется мне, что напрашивающаяся ссылка на комментарий РаШИ на первый пасук раздела не даёт прямого и полного ответа на этот вопрос.

  2. Shmuel Sominski пишет:

    To Mordekhai:
    А почему должно быть написано “Исроэл”? Тора называет Исроэля Яковом также после факта переименования. По какой причине, можно подробней прочитать [например] здесь. (Для продвижения по страницам вперед надо заменить в адресной строке число 795 на 796 и т.д. Если идиш не подходит, могу попробовать поискать перевод на иврит. В бумажном виде он наличествует, но вот где он в сети, пока не знаю).

    Если я неправильно понял вопрос, уточни.

  3. litush пишет:

    Шмуель Яаков знал когда прийдёт Машиах?

  4. Shmuel Sominski пишет:

    To litush:

    Яаков знал, когда прийдёт Машиах?

    “Брейшис” (”Ваехи”) 49:1:
    1. И воззвал Яаков к своим сыновьям и сказал: «Соберитесь, и я поведаю вам…»

    Раши:
    …и я поведаю вам — Он желал раскрыть конец (срок конечного избавления), но Шехина устранилась от него, и он стал говорить другое [Берешит раба 98].

  5. litush пишет:

    Значит своим трудом,пониманием,знанием,делами и ножками доживём.

  6. Shmuel Sominski пишет:

    To litush:
    Вроде уже дожили, судя по тому, что мы здесь учим. А что осталось, — достигается больше глазками и ушками. %)) Ну и “всеми 248 материальными органами и 365 жилами” тоже, да.

Оставьте свой отзыв!