Толдейс 2. Содержание.

1. Доказательством тому, что недельные главы названы очень точно, несмотря на то, что названы по начальным словам той или иной главы, служит глава «Толдейс»:
Начало главы: «И это порождения Ицхока…» Глава «Ноах» начинается так же: «Это порождения Ноаха». Первую из них («Ноах»), на первый взгляд, логично было бы назвать: «Толдейс», а вторую — «Ицхок». Но названы они иначе, поскольку их название соответствует содержанию глав. — глава «Ноах» говорит о событиях жизни самого Ноаха, а «Толдейс» — о рождении сыновей Ицхока.

2. Собственное содержание названий этих недельных глав (они — часть Торы, следовательно и из них самих можно выучить наставление в Служении): «Толдейс» — после «Ноах».
Содержание названий этих глав, применительно к уроку в Служении:
— «Толдейс» — «Главные порождения праведников — добрые дела».
— «Ноах» — имя человека указывает на его суть, относится к рождению его существования. «Толдейс» в простом значении.
Нуждается в объяснении:
(а) Внутреннее соответствие названий глав, отдельно от содержания главы и тем, как они объясняют идею главы. Ведь они противоположны:
— «Ноах» — указывает суть существования (рождение) человека (простое значение «Толдейс»), а объяснение его, применительно к главе, — добрые дела [Ноаха].
— «Толдейс» — добрые дела, а применительно к главе, — порождения, по простому смыслу.
(б) В чем наставление, следующее из того, что «Ноах» приходит перед «Толдейс» и из того, что «Толдейс» приходит после «Ноах»?
— «Ноах». Имя человека не относится к его Служению, добрым делам. В чем идея предшествования «Ноах» «Толдейс» в Служении?
— «Толдейс». Поскольку эта глава следует за многими главами, невозможно сказать, что подразумеваемые ей добрые дела — дела в начале Служения. Она подразумевает высокий уровень добрых дел. В чем заключается этот уровень?
На первый взгляд можно было бы сказать, что «Ноах» указывает на покой, необходимый для того, чтобы «добрые дела» были такими, как следует. (Рамбам). Но предположимо, что предшествование «Ноаха» «Толдейс» истинное, т.е. предшествование по достоинству.

3. Объяснение: разница между этими двумя главами, — как разница между тем, что было до Дарования Торы, и после нее. — С Авроома началась подготовка к Дарованию Торы, особенно с обрезания. Ицхок был рожден «из святой капли» и все его существование и порождения происходили после подготовки к Дарованию Торы. Т.о. с «Толдейс» начинается Служение, связанное с дарованием Торы, а в главах до этого, особенно в «Ноах», где Авроом упоминается только в конце, речь идет о Служении до Дарования Торы.
Идея этого в Служении евреев после (Дарования Торы):
— «Ноах» — существование евреев до Торы.
— «Толдейс» — Служение евреев по осуществлению Торы и заповедей, благодаря которому истинное существование еврея выходит в действие и в раскрытие.

4. «Тоно двей-Эльоу»: две вещи предшествовали миру: Тора и евреи. Евреи предшествовали также Торе. Предшествовали также в плане достоинства. — Но чтоб это достоинство вышло в раскрытие, необходима Тора (пример с «домашним учителем»).
Основное достоинство евреев заключено в сути их существования, также и без выполнения заповедей они «и Б-г — в абсолютной степени одно». Пример с отцовской любовью к сыновьям. Именно в отношении к сыновьям, не умеющим себя вести, раскрывается сущностная любовь. Но это достоинство больше относится к Сущности Б-га, нежели к существованию евреев, их достоинству. — А когда евреи осуществляют Тору и заповеди, очевидно их достоинство: «красивые пути …поступки», — раскрывается достоинство со стороны Сущности («сыновья») также на уровне раскрытий («красивые пути…»)
(О возможности Сущности раскрыться см.подробней в беседе).

5. Подобное в существовании самих евреев:
Поскольку Тора дана не душе, а душе, когда она оделась в тело, можно сказать, что душа сотворена ради тела, и тело предшествует ему.
Объяснить это можно тем, что сущностный выбор совершен именно в отношении тела. Выбор обладает преимуществом даже по отношению к сущностной любви отца к сыну. Там достоинства сына имеют место. Выбор же исходит от Сущности.
— Душа — «часть Б-жества свыше», «сын». Связь ее с Б-гом на тех уровнях, на которых достоинства души занимают место.
— Тело, не обладающее самостоятельным достоинством, избирается свободным выбором Б-га, происходящим из его Сущности.
Более детально:
— Сущностный выбор осуществляется также по отношению к душе. То, что душа — «сын» Б-га, проистекает из того, что Б-г выбрал это своим свободным выбором. Но поскольку у души есть достоинство «сына», сущностный выбор не настолько очевиден здесь А благодаря спусканию в тело, сущностный выбор раскрывается также и в душе.
— С другой стороны, достоинство выбора, произведенного относительно тела, относится к Сущности (избирающему), а не к телу, не обладающему собственным достоинством. Благодаря тому, что душа (обладающая достоинством «сына») одевается в тело, чтобы оживлять его и очищать выполнением Торы и заповедей, тело также приобретает достоинство: в нем раскрытым и относящимся к нему образом раскрывается сущностный выбор. И когда это происходит, также в душе (благодаря телу) раскрывается, что она — не только «сын», но и сущностно избрана. (Объяснение содержания того, что «в будущем душа будет кормиться от тела» см.подробней в беседе).
Получается, что существованием еврея, как души в теле, и его Служением раскрывается связь еврея с Б-гом всеми образами:
— со стороны сути, сущностный выбор
— со стороны раскрытий, достоинство «сына», «красивые пути…»
— с обеих сторон, сущностный выбор раскрывается и пронизывает достоинство «сына» («красивые пути…»), Сущность — также в раскрытии (чем подчеркивается Ее истинная идея т.д.)

6. Теперь можно объяснить детали «Ноах» и «Толдейс» в Служении:
«Ноах» (перед «Толдейс») — сущностное достоинство евреев, предшествовавших Торе, связь со стороны Сущности, которая выше раскрытий («красивые пути…»). Однако истинная полнота достигается, когда Сущность привлекается и раскрывается также в аспекте раскрытий: «Толдейс» после «Ноах» — «красивые пути…», являющиеся следствием раскрытия сущности души.
На это намекается в каждой из недельных глав:
— «Ноах». Указывает на сущность. Но Раши подчеркивает: «…порождения праведников — добрые дела». (Об отличии «добрых дел» Ноаха от «добрых дел» после дарования Торы см.подробней в беседе).
— «Толдейс» указывает на раскрытия. А Раши подчеркивает идею «порождений» в прямом смысле: «Яков и Эйсав».

7. Дополнительное объяснение: «Порождения Ицхока» — «Яков и Эйсав, о которых говорится в главе»:
Все, имеющее отношение к Ицхоку существенно. Яков и Эйсав есть в каждом еврее. Это душа и тело («тикун» и «тойу», מ”ה и ב”ן).
Сущностный выбор в отношении того, что не обладает собственным достоинством выражается в предшествовании Эйсава Якову (тела душе) [см. подробней в беседе].
Поскольку именно через одевание души в тело и работу души с ним, выполнение Торы и заповедей раскрывается сущностный выбор в теле (а после и в душе) также со стороны раскрытий, поэтому Эйсав просит у Якова похлебку. [Намеки из текста Хумаша см. подробней в беседе].
Отсюда можно в лучшую сторону объяснить то, что Эйсав пренебрег («ויבז» от слова «ביזה» — добыча) первородством. — Он сделал это ради большего поднятия, нежели первородство, — раскрытия сути (чем подчеркивается ее истинная идея) [см. подробней в беседе].
Следующие главы — «Ваейце» — работа по преобразованию Лавана. «Ваишлах» — работа по преобразованию Эйсава. «Ваейшев» — «…жить в спокойствии» — полнота «Ноах», завершение работы, награда, основное в которой — удовлетворение Творца (раскрывающееся в удовлетворении творения).

8. Связь с месяцем Кислев:
Содержание месяца раскрывается праздниками, связанными с маслом — Внутренней Торой, раскрывшейся в Торе Хасидизма образом «распространения источников наружу».
«Масло» указывает на суть вещи, из-за чего проникает повсюду, вплоть до самого низа («наружу»). Таким привлечением подчеркивается раскрытие Сущности, наподобие тому, как сущность «Ноах» раскрывается именно в «Толдейс».
Это намекается Ханукой, продолжающейся в следующий месяц Тейвес, в отличии от других праздников. Тейвес — месяц, когда «тело наслаждается телом», что намекает на наслаждение нижнего материального тела верхним «Телом» — Сущностью. Таким продолжением намекается на то, что благодаря Служению Хануки — «Светильнику — заповеди и Торе — свету», которое происходит благодаря одеванию души («Светильник Б-га — душа человека») в тело для того, чтобы перебирать его и свою долю в мире («у входа снаружи»), — раскрывается сущностный выбор, совершенный в отношении тела, вплоть до того, что он узнается, ощущается в теле, что становится узнаваемым в практическом раскрытии, что «евреи и Б-г — в абсолютной степени одно», вплоть до раскрытия Сущности Б-га («истинного существования») во всем мире (в «сотворенном существовании»), поскольку создается жилище Ему — в буквальном смысле Сущности Б-га.

Комментариев: 2

  1. Макс пишет:

    Господи, что это за уроки такие?

  2. Shmuel Sominski пишет:

    2Макс:
    Я за Него. :)
    Есть какая-то продуктивная критика?

Оставьте свой отзыв!