Женщины нашего поколения. Содержание.
1. Среди хидушим предыдущего Ребе — работа с еврейскими женщинами и девушками, при подчеркивании их особого достоинства — того, что они «корень дома» и могут влиять на всех домашних. Источник этому — то, что женщины поставлены впереди (не только по времени, но и по достоинству) мужчин при даровании Торы («כה תאמר לבית יעקב…») и в пожертвованиях на Мишкан («על הנשים…»). Женщины не хотели давать свое золото на изготовление тельца, проявили высочайшее мастерство в пожертвованиях на Мишкан («טוו את העזים…»).
В дополнение к этому женщины обладают особой связью с Освобождением: как в египетском освобождении, будущее Освобождение произойдет в заслугу женщин-праведниц. В будущем раскроется достоинство «малхус». По этой причине предыдущий Ребе занимался воздействием на женщин.
2. Достоинство женщин подчеркивается самим Освобождением, преимущество которого подчеркивается с связи с его завершением его освобождения:
— Маймор, который Ребе указал изучать в день его сокрытия из мира, связан с йор-цйтом его бабушки Ривки, а продолжение его в день йор-цайта его матери ребецн Штерно-Соры, женщин-праведниц.
— Подчеркнуто началом маймора: «…сестра моя, невеста».
— И содержанием маймора: привлечение Б-жественности вниз, создание «жилища в нижних» [см. подробней в беседе].
Завершение работа главы — завершение работы всего поколения (общины Израиля, жены), когда из Израиля «убираются» праведники. И это «убирание» — ради поднятия в Освобождении.
3. Связать это с недельной главой «Бей»:
Б-г «комната за комнатой» поднял Мейше к «фараону» со стороны Святости. Этим намекается отношение поднятия до уровня «прорвутся… все света» к времени его сокрытия из мира. Более того, «прорвутся и раскроются все света» — итог работы предыдущего Ребе Служением по освещению мира Торой и заповедями, что подчеркивается заповедей зажигания субботних и праздничных светильников женщинами.
Зажигание светильников происходит при наступлении Субботы и праздника. более того, наступление Субботы и праздника происходит благодаря этому зажиганию, что подчеркивает итог Служения в будние дни. Подобно этому итог Служения главы поколения (общины Израиля в поколении):
(1) в Субботу
(2) раздела «Бей»: «прорвутся и раскроются все света».
Это подготовка к будущему Освобождению.
4. Достоинство женщин подчеркнуто недельным разделом «Бешалах»: большая радость женщин при выходе из Египта и большая уверенность в том, что этот выход состоится.
Мирьям — от слова «מירור» — Наибольшая горечь изгнания началась с момента рождения Мирьям. — Освобождение произошло, благодаря тому, что Мирьям прочувствовала горечь изгнания. Ее пророчество было об освобождении, которого она ожидала. (Это же намекается Рохл).
Соответственно горечи изгнания было величие радости Освобождения, когда полностью осуществилось пророчество Мирьям.
5. Достоинство женщин еще более подчеркивается афтейрой: «И спела Двейро…»
Афтейро связана с изгнанием. (Когда запретили читать Тору, читали пророков — сюжеты подобные недельной главе). Подчеркнутость достоинства женщин афтейрой, в основном, касается времени изгнания, то есть достоинства Служения праведных еврейских женщин, в заслугу которого выходят из изгнания в Освобождение.
6. В начале афтейры намекаются наиболее существенные детали Служения женщин, в заслугу которых наступает Освобождение:
(а) Двейра — «אשה לפידות» — изготовляла фитили для
Мишкана в Шило. Этому подобна деятельность женщин по зажиганию светильников в «домашнем Святилище» каждого еврея, освещающее дом и его окружающее и весь мир.
(б) «А сидит она под финиковой пальмой…» — так, что невозможно уединение, — достоинство скромности, — основа, на который опирается существование всего Дома Израиля.
В завершении афтейры: «И спокойно было в Земле 40 лет». — Благодаря служению следующих путем Двейры праведных женщин, заслуживают «покоя в Земле» при вхождении в Землю в истинном и полном Освобождении, связанном с 40, — «לםרבה המשרה…»
7. Урок и указание и передача сил на Служение еврейских женщин и девушек в нашем поколении:
«День прославления» предыдущего Ребе, включая близлежащие дни, являющийся также «днем прославления» его бабушки и находящийся поблизости к «дню прославления» его матери, — время в особой степени подходящее для прибавления во всех идеях работы еврейских женщин, чтобы оно происходило в духе праведных ребецн, благодаря чему произойдет также продолжение их жизни. А поскольку в заслугу праведных женщин нашего поколения приходит Освобождение истинное и полное, то «они живы» (не только образом «…как они живы, так и…») буквально в простом смысле, в частности [если учесть, что] праведники и праведницы встают при воскрешении сразу.
Особо это подчеркнуто в этом году: «…будет год чудес во всем», «во всем, из всего, все». — Числом этого года подчеркивается достоинство праотцов, которым Б-г «дал попробовать наподобие Будущего мира». Включая и в особенности достоинство праматерей, подобное полноте Будущего: «Женское начало окружит мужское», «Хорошая жена — венец своего мужа».
5752 — «נ”ב» связано с «ג”ן [сад]». — «Пришел Я в сад…», — полнота чего достигается в Освобождении, когда «суть Шхины» раскрывается в «нижних».
8. Особое и главное указание, касающееся песни:
Наподобие тому, как это было в египетском освобождении, женщины должны быть уверены, что в буквальном смысле сразу и моментально придет Освобождение, вплоть до того, что сразу начинают песнь с бубнами и плясками, вплоть до наступления Освобождения!
Более детально:
Вместе с исходящими из горя и горечи по поводу продолжительности изгнания молитвой, просьбой и требованием, обращенными к Б-гу, — привести Освобождение в буквальном смысле сразу и моментально, приходящими к выражению в исходящем из глубины сердца крике: «До каких пор!» — они [женщины] должны быть пронизаны исходящим из полной уверенности в том, что «Вот этот (король Мошиах) приходит» и уже пришел чувством великой радости, приходящей к выражению в песне!
И еще, и главное, чтобы моментально и сразу все евреи поют десятую песнь Будущих времен, которая будет песней в мужском роде — «שיר חדש», — песнь по в честь Освобождения, после которого не будет порабощения.