Законы Устной Торы. Краткое содержание.
1. Книга Рамбама «Мишне Тейро» обладает особой значимостью даже по отношению к книгам Танаха, являясь книгой, проясняющей законы Устной Торы, — значимостью, подобной значимости Письменной Торы: «Все книги Пророков и Писаний в будущем, в Дни Мошиаха отменяются», — в то время, как «Заповеди Устной Торы не отменяются никогда», как Пятикнижие. — В вечность Торы включается объяснение ее заповедей Устной Торой.
На это намекает завершение книги идеями Мошиаха и Освобождения: именно в Дни Мошиаха раскроется полнота законов Устной Торы, которые не отменяются вечно, как Пятикнижие, являющихся содержанием книги Рамбама, собирающей в себе законы Устной Торы, изучаемые в продолжение к Пятикнижию.
2. На первый взгляд необходимо разобраться:
«Закон — по дому Иллеля» — только в настоящее время. В будущем Закон будет идти по дому Шаммая. — Тогда отменится множество законов Устной Торы по мнению дома Иллеля, вместо которых будут вынесены законодательные решения по дому Шаммая!
Более того, есть мнения, что заповеди-таки отменятся (т.б. их объяснения из Устной Торы) во времена воскрешения из мертвых, по причине чего шаатнез годится для изготовления похоронного одеяния.
3. Вначале надо объяснить идею «отмены заповедей»: разве это не противоречит вечности Торы?!
— На первый взгляд, можно было бы сказать, что выполнение заповедей изначально предусматривалось только на период «сегодня делать их». Но этого объяснения недостаточно,
— потому что причиной вечности заповедей является то, что они — воля Б-га, т.е. не направлены на некоторую цель, по достижении которой они отменяются. (В этом разница между заповедями Торы и пророков [см. подробней в беседе]).
4. Разбор сугьи «заповеди отменяются в будущем»:
Тахрихин можно делать из шаатнеза.
Рав Ейсеф: «Это значит, что заповеди отменяются в будущем».
Абайе (или р.Дими): «Но ведь сказали…: шаатнез можно использовать только для оплакивания, но не для того, чтобы хоронить в нем».
Рав Ейсеф: «Р.Ейханан сказал, что можно и хоронить в шаатнезе, потому что мертвые свободны от заповедей».
Непонятно:
— Мотив р.Ейханана действует только пока человек мертв, но не действует на этапе воскрешения.
— Главное: в «Сан’едрин» р.Ейханан учит воскрешение из мертвых из того, что в будущем принесут Труму Аарону-первосвященнику. — Значит он считает, что заповеди будут выполняться в будущем!
5. Мнение р.Ейханана, что «мертвые свободны от заповедей», — объяснение словам р.Ейсефа, что «заповеди отменяются в будущем»:
«Заповеди отменяются в будущем» касается только приказа человеку, «מצוות». Если человек умер, он становится свободен от заповедей, в этом смысле. В будущем, после воскрешения, на нем тоже не будет обязанности их выполнять, однако существование самих заповедей будет вечным.
Объяснение:
Приказ человеку возможен только тогда, когда человек представляет собой отдельное от Б-га существование. Когда существование человека, по окончании работы станет целиком пронизано волей Б-га, вплоть до того, что станет одним существованием с Б-гом, «приказ» станет неуместен. Б-жественная воля будет выполняться само собой разумеющимся образом, вследствие самого существования заповедей.
Отсюда понятно, почему р.Ейханан, который считает, что разрешено хоронить в шаатнезе, потому что «заповеди отменятся в будущем», одновременно учит воскрешение из мертвых из принесения трумы Аарону:
Заповедь принесения трумы будет и после воскрешения, но не как приказ человеку, который сделается «свободным от заповедей», в лучшем смысле, — не будет нуждаться в приказе для выполнения заповеди. — Поэтому можно хоронить в шаатнезе, поскольку приказа, запрещающего шаатнез, не будет. Хотя, конечно, воскреснув, человек не останется в шаатнезе, само собой разумеющимся образом, с т.з. того, что воля Б-га отрицает шаатнез.
6. Это подчеркивается тем, что во фразе: «заповеди отменяются в будущем», — говорится именно про заповеди, а во фразе: «законы Устной Торы не отменяются», — говорится именно про законы Торы. Разница между заповедями и Торой:
— Заповеди. Приказ человеку, как вести себя в мире. Человек и мир — существование. Заповеди — воля Б-га, касающаяся человека и мира. Они — ради мира.
— Тора. Предшествует миру. Не направлена на регламентацию поведения человека и мира, не относится к ним. Воля Б-га, как она в Его сути. Мир — ради Торы.
Отсюда заповеди отменяются, по причине достижения человеком и миром уровня выше мира. Законы Торы же этим — никак не отменяются.
«Завтра получать награду» — раскрытие в еврее, выполняющем заповеди, истинной идеи заповедей, как она в Торе, которая выше мира, а все существование мира — то, что заповеди выполняются в нем практически.
7. «Хождения мира — Ему». — Не читай: «хождения [הליכות]», — читай: «законы [הלכות]». Изучение способом «Не читай… читай…» подразумевает оба объяснения справедливыми. Т.о. в заповедях есть 2 аспекта: (1) «хождения [הליכות]» и (2) «законы [הלכות]».
— «Хождения мира»: есть существование мира, и законы Торы делают так, чтобы они были подчинены Б-гу.
— «Законы [הלכות]». С точки зрения существования Торы, нет существования «хождений мира». Творение — только ради выполнения воли Б-га.
Отсюда со стороны уровня заповедей, как б-жественной воли, они вечны, — «לעולם יהיו» — существование заповедей сохраняется в мире, но не образом воздействия на мир (приказа), а со стороны воли Б-га, которая раскрывается в существовании мира.
8. На основе этого понятно, что законы, принятые по мнению дома Иллеля в будущем не отменятся:
«Спор во имя Небес в конце концов осуществляется… это спор Шаммая и Иллеля». Как может «осуществиться» спор (а не одно из мнений)?
— «И то, и другое, — слова Б-га живого».
— Ари: «В будущем Закон будет по мнению дома Шаммая»
Этого недостаточно. Да и как может аннулироваться закон, вынесенный по мнению дома Иллеля, в соответствии с которым соблюдало Тору множество поколений евреев. — Это спускание! И именно в Дни Мошиаха!
Возможно: на втором этапе Дней Мошиаха, когда «заповеди отменятся», закон будет и по мнению Шаммая, и по мнению Иллеля.
9. Объяснение:
Спор между домами Шаммая и Иллеля касается только «хождений мира», — заповедей, как они относятся к миру и человеку, почему в них существует противоположные движения «хесед» и «гвуро». Со стороны же «законов Торы», воли Б-га, все это одно. И с Его стороны («נמנע הנמנעות»), они способны воплотиться в мире в той форме, как они в Сущности Благословенного, утверждение и отрицание вместе, т.д.
В период «сегодня делать их», включая первый этап прихода Мошиаха, до воскрешения из мертвых, закон вынужден идти по одному из мнений, т.к. иного не допускают рамки мира. Но в период «завтра — получать награду», когда «отменяются заповеди», как приказ человеку, и остается только идея заповедей, как воли Б-га, закон будет по обоим мнениям, как воля Б-га находится в Его Сущности.
10. Надо связать это с тем, что пишет Рамбам о Днях Мошиаха в завершении книги:
В 3 первых пунктах Рамбам объясняет детали Дней Мошиаха, завершая их в 4 пункте тем, что «вожделели к дням Мошиаха… только потому, что будут свободны для Торы… для того, чтобы удостоиться жизни будущего мира». В последнем (5) пункте он добавляет: «И в то время не будет… потому что блага будут… не будет заниматься весь мир ничем, кроме познания Б-га, как сказано:..» В последнем пункте он вкратце и намеком говорит о втором этапе Дней Мошиаха, когда произойдет изменение законов мира. И в соответствии с различием между 1 и 2 периодом Дней Мошиаха (когда Служение приходит к полноте и когда «заповеди отменяются»), различается язык последних 2 пунктов:
— В 4 пункте: «…чтоб удостоиться будущего мира». Блага мира — ради полноты Служения для того, чтобы удостоиться награды будущего мира. Поскольку есть приказ, подчеркивается польза человека от выполнения этого приказа.
— В 5 пункте: не приводит никаких «ради» и «для того, чтобы». Поскольку приказ отменился, состояние «не будет заниматься весь мир ничем…» — не ради некоторой задачи, но само это состояние — задача и цель.
В соответствии с этим, также по мнению Рамбама, основная и полная награда — в мире воскрешения, но только Рамбам не пишет этого напрямую, как не пишет напрямую про второй этап Дней Мошиаха. Этот так, потому что цель «книги Законов» — «чтобы малому и большому были раскрыты все законы заповедей» —достигается в завершении «сегодня делать их». Несмотря на это, поскольку истинная цель этого сочинения — «законы Торы», как они со стороны воли Б-га, последний пункт, подводящий итог книги, намекает на состояние «мира воскрешения», когда раскроется истинная идея «законов Торы», не направленных на человека, но являющихся «знанием Творца их», что и является основной и полной наградой: то, что существование человека и мира аннулируется и покрывается полностью «знанием Б-га» «как вода покрывает море».
6 мая 2008 в 22:04
«Все книги Пророков и Писаний в будущем, в Дни Мошиаха отменяются», — в то время, как «Заповеди Устной Торы не отменяются никогда»но-почему?
22 мая 2008 в 20:13
To litush:
Строго говоря, это два автономных вопроса:
– Ответ на то, почему “заповеди Устной Торы не отменяются никогда”, — дает данная беседа.
– Почему “все книги Пророков и Писаний в будущем, в Дни Мошиаха отменяются”? — вопрос отдельный. Для того, чтобы его понять, необходимо разобраться, что значит: “отменяются” (в оригинале: “ליבטל”). Это ни в коем разе не означает, что книги Пророков и Писаний в будущем будут “отвергнуты”, “выброшены”, не дай Б-г.
Смысл этого “ליבטל” объясняет (из доступных мне) комментарий “Корбан-оЭйдо”:
“…Поскольку они [книги Пророков и Писаний] представляют собой лишь увещевание еврейского народа, а в Будущем все они [евреи] будут знать Б-га от малых их до их великих…” — эти книги потеряют ту актуальность, которой они обладали до наступления Дней Мошиаха. — “А то, что в них излагаются некоторые законы, — на них [на эти законы] уже намекается в Пятикнижии”.
Или комментарий “Мар’ей-аПоним”, пересказывая Райвада:
“…не отменится [לא יבטל] ничего изо всех книг [Пророков и Писаний], поскольку нет книги, из которой не следовало бы какого-то урока. Но имели в виду они [мудрецы, высказавшие эту идею,] следующее: даже если все другие книги перестанут читать [публично], ‘Свиток Эстер’ не перестанут читать публично”.
Думаю, что это ответ.
23 мая 2008 в 01:05
Шмуель -сегодня есть книги-которые потеряли актуальность?
25 мая 2008 в 17:52
To litush:
Насколько я понимаю все уже так, как и должно быть в Дни Мошиаха. Единственное, что осталось, согласно Ребе, — “открыть глаза”.
13 августа 2008 в 10:40
Добрый день. А не подскажете, где можно поискать такую же инфу, но только чтобы на английском языке