Ваишлах. Содержание.
1. Канун этой Субботы — 15 Кислева, полнолуние, полнота Кислева, а завершение — выпадающий на 3 день наступающей недели праздник освобождения Алтер Ребе и т.д., 19 Кислева. Так же это было в том году, когда Алтер Ребе освобождался из заключения.
Поскольку все происходит согласно Провидению, ясно, что не случайно 19 Кислева получает благословение и жизненность из полнолуния, 15 числа месяца.
2. Почему, в отличии от других праздников 19 Кислев выпадает не на полнолуние и не на время, когда Луна «растет», но на вторую половину месяца, когда Луна уменьшается, а к Хануке — относится также момент, когда Луна скрывается вовсе?!
3. В соответствии с лунным циклом, счет дней месяца должен был бы, на первый взгляд, увеличиваться в начале месяца и уменьшаться после достижения середины (1, 2… 14, 15, 14… 2, 1). Тем не менее счет дней после середины месяца продолжает нарастать. Более того, достоинство дней месяца после его середины подчеркивается намеками, следующими из их числа [см. подробней в беседе]. — Причина этому в том, что принцип «в Святости [только] поднимаются» актуален в течение всех дней месяца.
Отсюда: необходимо понять содержание уменьшения Луны во второй половине месяца, после полнолуния. На первый взгляд, это противоречит принципу упомянутому выше.
4. Объяснение:
Луна — принимающее начало: «Нет у нее ничего от нее самой». Солнце — дающее, воздействующее начало. Воздействие Солнца на Луну происходит так, что вначале (в момент зарождения) Луна принимает немного света, а потом — изо дня в день — все больше и больше, пока 15 числа месяца ее диск не становится полным. Впрочем и тогда она по-прежнему принимающее начало, — это не абсолютная ее полнота («И будет свет Луны, как свет Солнца»). — Когда делается полным свет Луны, получаемый от Солнца, осуществляется более высокая полнота — «И будет свет Луны, как свет Солнца», благодаря раскрытию уровня возвышающегося над ними обоими — «одной короны для них обеих». и эта полнота выражается взаимоотношениями между Луной и солнцем во второй половине месяца.
5. Причина [упомянутой] разницы между двумя половинами месяца: в первой половине луна отдаляется от Солнца, и чем больше отдаляется, тем прибавляется ее свет. Во второй половине она приближается к Солнцу, и по мере приближения ее свет становится все меньше. — Когда принимающий близко к дающему, он не может сам воздействовать, но когда отдаляется от него, получает возможность воздействовать (светить) сам.
Приближение Луны к Солнцу во второй половине месяца происходит (не только в целях обновления единства между Солнцем и Луной в момент ее зарождения [см. подробней в беседе] но и) является приближением к сущности, которая выше также света Солнца. Приближение к этому аспекту выражается в уменьшении света, поскольку свет — раскрытие, но в нем раскрывается только отсвет сущности, которая скрыта сокрытием, которое выше раскрытия. Благодаря такому сближению, Луна становится как Солнце.
Более глубоко:
Сущность в сокрытии, а свет в раскрытии только применительно к «другому», который, будучи не в силах воспринять суть, называет отсвет «светом», а суть — «сокрытием». Применительно же к сути, отсвет — «тьма», а суть — «свет». Отсюда понятно, что нужда в уменьшении света, по мере приближения к сути, актуальна только пока «приближающееся начало» определяется, как «отдельное существование». Однако, когда оно объединяется с воздействующим началом, перестает находится с ним во взаимоотношениях дающее-принимающее начало, а равно ему, — сущность становится раскрыта.
В соответствии с этим: уменьшение света Луны во второй половине месяца — уменьшение только на уровне «света (отсвета)», связанное с приближением к сущности. Однако это — не уменьшение в раскрытии (поскольку суть выходит — и в большее — раскрытие). Поэтому число дней второй половины месяца увеличивается евреями.
6. Это больше подчеркнуто в полнолунии Кислева:
Кислев, как и Сиван — третий месяц, в который осуществилось дарование Торы Хасидизма. Дарование Торы — «день свадьбы» Б-га и евреев. Этот процесс начинается с того, что Б-г — воздействующее, а община Израиля — принимающее начало, но подразумеваемое этой свадьбой полностью достигается тогда, когда Б-г и евреи становятся одним. Так, чтобы община Израиля не должна была бы принимать от Б-га, поскольку раскрывается, что «Евреи и Б-г — в абсолютной степени одно».
На это намекается числом месяца: число 3 указывает на то, как верх (1) и низ (2) становятся одним существованием.
Полнотой Луны третьего месяца, месяца Дарования Торы, достигается полнота свадьбы между Б-гом и евреями так, что Луна (община Израиля) не должна получать от Солнца (Б-га), поскольку сама становится как Солнце.
7. Более глубоко. Эта идея больше подчеркнута в третий месяц зимы (Кислев), нежели в третий месяц лета (Сиван):
Летом, в противоположность зиме, в Земле Израиля тепло, свет Солнца в большем раскрытии, дни длиннее, чем ночи. Более подчеркнуто раскрытие Б-жественности (Солнце) сверху вниз, а зимой — больше подчеркнута работа евреев (Луны) снизу вверх.
Получается, что в полнолунии Сивана, поскольку главным тогда является раскрытие свыше, — видно различие между дающим и принимающим началами. Это, пока, полнота Луны, как она принимает от Солнца. А в полнолунии Кислева, поскольку главным тогда является Служение евреев, подчеркивается полнота свадьбы, когда отсутствует дающий и принимающий, но принимающий становится как дающий, — «Евреи и Б-г — в абсолютной степени одно».
8. Это намекается также названием месяца:
Кислев [כסלו] — «כס» — от «כיסוי», указывает на сокрытие, и «לו» = 36 = «אלה» = 6х6 — указывает на раскрытие. Таким образом, «כסלו» указывает на объединение сокрытия и раскрытия, т.е. на то, как суть, находящаяся в сокрытии, относительно принимающего, раскрывается, поскольку принимающий и дающий объединяются, — «…в абсолютной степени одно».
Это подчеркивается также Ханукой:
Хотя этот праздник выпадает на завершение месяца, когда свет Луны уменьшается, он подчеркивает прибавление света. — Уменьшение света Луны — уменьшение только на уровне «отсвета». Это не уменьшение раскрытия, в раскрытии сущности происходит ежедневное прибавление.
9. Отсюда понятно, почему Новый Год Хасидизма установлен на вторую половину месяца, время после полнолуния:
Новый Год и день Дарования Торы Хасидизма — начало раскрытия Торы Мошиаха, несопоставимой с Торой, дарованной до этого. Один из фундаментальных хидушим Дней Мошиаха — идея свадьбы между Б-гом и евреями, по отношению к обручению, произошедшему при Даровании Торы («малые подарки… большие подарки») [см. подробней в беседе]. Именно при Освобождении раскрывается то, что «Евреи и Б-г — в абсолютной степени одно». — На это указывает установление этого праздника на то время, когда происходит прибавление к полноте Луны, в том смысле, как она получает свет от Солнца.
Более частным порядком:
— Праздник благославляется из 16 Кислев, когда приближение Луны к Солнцу начинается.
— Третий день недели — в него удвоено «כי טוב» [см. подробней в беседе].
— На четвертый день были повешены «два великих светила», равные светила.
— [См. далее в беседе].
10. Связать это с главами «Ваишлах» и «Ваейшев»:
Хидуш служения Якова в этих главах, по отношению к его служению в главе «Ваейце» и «Толдейс», в том, что это служение по завершению работы по преобразованию мира, вплоть до готовности к Дням Мошиаха. Поэтому:.. [см. подробней в беседе].
Разница между Яковом, когда он занимается работой по преобразованию мира и после ее завершения, — подобна разнице между Луной, когда она принимает от Солнца и состоянием, когда Луна и Солнце равны:
Спускание Луны («малхус») — находиться в состоянии принимающего начала, нуждающейся в «принятии» от Солнца, связано с необходимостью выборки искр «тейу», появившейся после «разбития сосудом» «тейу». Но по завершении этой работы «свет Луны будет как свет Солнца».
Это намекается содержанием «Ваишлах»:
«Отправил Яков ангелов пред ним [לפניו]…» Яков отправил ангелов на уровень, превосходящий его самого, к его корню в мире «тейу». И это идея объединения Луны и Солнца по завершению работы по преобразованию мира [см. подробней в беседе].
11. Все это особенно подчеркнуто в нашем поколении:
Несмотря на то, что со стороны Якова все было закончено и могло наступить Освобождение, в действии, в мире это не произошло. Но после обилия Служения после этого уже все закончено со стороны мира. Отсюда понятно, что в дальнейшем работа направлена не на преобразование мира, а на приведение в раскрытие в мире результата Служения.
12. Особое достоинство поколения выражено Афторой «Ваишлах»: «…Дом Ейсефа будет пламенем, а дом Эйсава — соломой… и унаследуют… до Франции…»
Из хидушим «Ейсефа» [предыдущего Ребе]. — Им было осуществлено полное «распространение источников» , вплоть до Франции [см. подробней в беседе].
Путем намека:
— Франция [צרפת] = 770 — полнота числа 7 — полнота преобразования мира. Это осуществляется «домом Ейсефа» — 770.
— «צרפת» = «פרצת» — Указывает на то, что прорывание всех рамок исходит со стороны низа.
13. В нашем поколении к полнолунию Кислева прибавляется:
Нынешний год: «год чудес во всем». И в этом году уже полна Луна месяца Кислев и стоят вплотную к третьему дню, дню Дарования Торы Хасидизма, началу раскрытия Торы Мошиаха, свадьбы Б-га и евреев.
Это подчеркивается тем, что это «полный» год — Хешван и Кислев полные, год «без изъяна» — обладающий дополнительным месяцем. — Это благодаря полноте лунных месяцев, которые становятся, как солнечные.
Надо связать это с «Друшей Хасуно».
14. Действие — это главное:
Необходимо устраивать в эти особые дни (15-19 Кислева) хасидские фарбренген повсеместно так, чтобы в каждом месте это было «основной». фарбренген [см. подробней в беседе]. И стоит, чтобы каждый устроил 3 фарбренгена с собой и с домашними и со своими друзьями, подчеркивая, что каждый «воздействующий». И на этих фарбренген побудят… [см. подробней в беседе].
И попросту: чтобы моментально осуществилась просьбы Якова «жить в покое» 6. Это больше подчеркнуто в полнолунии Кислева:
Кислев, как и Сиван — третий месяц, в который осуществилось дарование Торы Хасидизма. Дарование Торы — «день свадьбы» Б-га и евреев. Этот процесс начинается с того, что Б-г — воздействующее, а община Израиля — принимающее начало, но подразумеваемое этой свадьбой полностью достигается тогда, когда Б-г и евреи становятся одним. Так, чтобы община Израиля не должна была бы принимать от Б-га, поскольку раскрывается, что «Евреи и Б-г — в абсолютной степени одно».
На это намекается числом месяца: число 3 указывает на то, как верх (1) и низ (2) становятся одним существованием.
Полнотой Луны третьего месяца, месяца Дарования Торы, достигается полнота свадьбы между Б-гом и евреями так, что Луна (община Израиля) не должна получать от Солнца (Б-га), поскольку сама становится как Солнце.