Ваейро. Краткое содержание.
1. Хотя вся Тора — наставление, особенно подчеркнут урок и наставление из недельной главы («Ваейро»), особенно касающиеся данного времени и из него привлекающиеся на весь год. Предположимо, что, плюс к этому, есть дополнительный урок из установленности Субботы среди дней месяца (18 Мар-Хешван, в пределах 3 дней ото дня рождения Ребе Рашаба, 20 Хешвана).
2. Когда Ребе Рашабу было 4-5 лет, он задал дедушке (Ребе «Цемах-Цедеку») вопрос: почему Б-г раскрывался Авроому, а нам не раскрывается. Тот ответил: «Когда еврей-праведник в 99 лет решает обрезаться, он годится для того, чтобы ему раскрылся Б-г».
Необходимо понять, что может вынести из этого рассказа каждый из евреев (пока не праведник, не 99-летний, т.д.)
3. Раскрытие «…раскрылся ему б-г» (в нашей нед.главе) несопоставимо выше, чем раскрытие Б-га Авроому в главе «Лех-Лехо», с т.з.:
(1) уровня Б-жественности (более высокий уровень в имени «הוי’»).
(2) раскрытия Авроому (вышеупомянутые высокие уровни Б-жественности были восприняты им внутрь, Авроом мог стоять; «…сидит при жарком солнечном свете»).
4. Причиной тому было обрезание. Оно обладает 2 крайностями:
(1) выше всех заповедей (13 заветов).
(2) единственная заповедь, привлекающаяся буквально в материальное тело. —
«Брис» — связь с Б-гом, которая выше понимания, привлекается в тело. Более того, в мир, поскольку обрезание связано с заветом на обладание Землей, дает силы на преобразование мира в «жилище Ему, Благословенному».
5. Более глубоко:
Крайности в заповеди обрезания связаны: благодаря привлечению и раскрытию в самом низу раскрываются самые высокие уровни Б-жественности. Это так, потому что целью Творения является создание жилища Б-гу в нижних. Именно там раскрывается Сущность Б-га, в отличие от высших миров, где раскрываются «раскрытия Б-жественности». «…только этот Дом». «Истиннное существование» полностью раскрывается именно в «(сотворенном) материальном существовании».
6. Отсюда — «И раскрылся ему Б-г», благодаря заповеди обрезания, есть в каждом из евреев:
Поднятие, обусловленное обрезанием, осуществляется в каждом из евреев до конца всех поколений, вплоть до того, что их существование связано с обрезанием еще до его практического осуществления [см. примеры в беседе]. Благодаря этому каждый еврей обладает раскрытием «И раскрылся ему Б-г», — «вхождением святой души…», — в материальное тело («подобное…»), вплоть до того, что того, что б-жественная душа — истинная жизненность тела, по причине чего еврейское тело — «святое», «Одом». (Душа — «часть Б-жества свыше». Обладанием ею «схватывают» всю Сущность. laquo;Схватывание» имеет отношение к приобретению, в результате которого человек становится хозяином над вещью).
7. «Вхождение святой души… в заповеди обрезания» также в детстве проявляется во всех идеях жизни человека. Примеры: Знание о Б-ге, подразумевающее, за незнанием идеи сфирейс, саму Сущность Б-га («…знают, что Б-г существует»; «…по мнению этого ребенка»). И не только в молитве и т.п., но и в материальном, в еде и питье (история про Абайе и Рово). И даже в отношении к материальным вещам (стремление ребенка поцеловать мезузу).
Благодаря мезузе, святым книгам, цдочнице, видно, что каждая комната дома и весь дом имеют отношение к единому Б-гу. Правильно, чтобы у каждого ребенка были в комнате относящиеся к нему святые книги и цдочница, что делает дом подобным Храму, домы Торы, молитвы и благотворительности. А из дома это привлекается в мир, в целом («мезуза… на входе снаружи»), вплоть до того, что мир становится «Землей Израиля», жилищем Ему, Благословенному.
8. Отсюда понятна история про Ребе Рашаба [см.п.2]. Ответ «Цемах-Цедека» имел в виду не наличие раскрытия «И раскрылся ему Б-г», а способность его воспринять.
Вопрос заключался в том, почему наш отец Авроом воспринимал это раскрытие, а мы, его наследники, — нет. А ответ означал, что этого надо стать годным для этого, благодаря Служению.
9. Отсюда — наставление:
Когда еврей читает этот сюжет, он должен понимать, что речь идет, в основном, про него, что пробудит в нем стремление увидеть раскрытие «И раскрылся ему Б-г». И стремящийся, наверняка, своим Служением в области «обрезания» сделает все, что от него зависит, чтобы стать годным для этого:
— пронижет все свое тело Святостью и Б-жественностью
— каждое действие в его доле в мире будет пронизано созданием Земли Израиля из всех деталей его доли в мире.
Благодаря этому создается годный сосуд для собственного восприятия вышеупомянутого раскрытия и раскрытия его в его доле в мире и во всем мире, в целом.
10. Это подчеркивается тем, что Суббота «Ваейро» выпадает на 18 Мар-Хешван, в пределах 3 дней до 20 Мархешван:
— 18 = ח”י, живой. — Истинная жизненность еврея, жизненность души, «части Б-га свыше, в буквальном смысле», как она привлекается в материальное тело.
— Мархешван. — То, как эта жизненность привлекается в будние работы. —
Раскрытие «И раскрылся ему Б-г» проникает в жизненность души (18) и работу в мире (Мархешван) таким образом, чтобы в них была видна Б-жественность.
— 20 — כ’ — עשרים — כתר. — Высочайший уровень Б-жественности привлекается в будни (Мархешван) и пронизывает их. Это связано с раскрытием Сущности (см.п.5).
11. Необходимо добавить к этому, в связи с Освобождением:
Одно из основных свидетельств, которое должно осуществиться в Освобождении, что Б-г больше не будет скрывать Себя («והיו עיניך רואות את מוריך»). — Произойдет полнота «И раскрылся ему Б-г». Более того: «וראו כל בשר» — увидит всякая плоть (не только глаза, а плоть), — произойдет раскрытие Б-жественности во всем Творении (18 Мархешван). Раскроется царство Б-га (20 Мархешван).
Сказанное о том, что существование «И раскрылся ему Б-г» наличествует постоянно, и нужно только его раскрытие, — актуально и для полноты раскрытия в Освобождении:
В каждом еврее есть искра Мошиаха — аспект «ехиды» [см. подробней в беседе]. Наиболее он раскрыта в детях. Раскрытие его происходит благодаря выполнению посланничества Б-га, — שליח и 10 [сил души] = משיח, — аспект «ехиды» раскрывается, пронизывает его материальное существование и долю в мире. При суммировании всех «частных» Мошиахов, раскрывается и приходит «общий» Мошиах, когда раскрытие Б-жественности приходит к полноте.
Главный урок из главы «Ваейро»: каждый еврей должен стремиться изо всех сил к раскрытию «И раскрылся ему Б-г» в Освобождении и делать все, зависящее от него, чтобы стать годным для этого, благодаря тому, чтобы каждое действие совершать образом, соответствующим Освобождению истинному и полному.
12. Это усиливается более в последних поколениях, когда раскрылось особое достоинство 20 Мар-Хешван:
Из основных идей Ребе Рашаба — старание в области «И раскрылся ему Б-г» не только для себя, но и для других. Это выразилось в основании им ешивы «Томхей-Тмимим». Б-жественность пришла в видение глазами разума. Это опдготовка к будущемк, когда внутреннюю Тору будут учить в полноте, посокльку «Новая Тора от Меня выйдет», «Все познают Меня» и, более того, материальным видением.
Учащиеся «Томхей-Тмимим» — воины дома Довида, побеждающие в войне, ведущей к практическому приходу Мошиаха.
13. Еще более это подчеркнуто в нашем поколении, когд азавершается работа «воинов дома Довида» по приведению Мошиаха. Предыдущий Ребе сказал, что уже закончена и выполнена вся работа, а после 40 лет продолжения действий «воинов дома Довида» по «распространению источников», Б-г дал «сердце знать и т.д.»
В этом поколении находятся в «90 году», по окончании «89 года», связанного с 89 капитлом «Теиллим».
— Завершение 89 капитла — завершение работы «воинов дома Довида» («חרפו עקבות משיחך», а потом: «ברוך ה’ לעולם אמן ואמן»).
— 90 капитл — начало нового периода. Капитл завершается словами, относящимися к Храму («ויהי נועם… כוננהו»).
В «90 году» находятся уже в 5752 году, — «году чудес во всем» — будущего Освобождения и «чудес от Торы Твоей» и «בכל מכל כל» — полноты «Будущих Времен».
В 5752 году находятся в Субботу главы «Ваейро», которой подчеркивается связь с Освобождением [см.выше], которая выпадает на 18 Мархешван и менее, чем за 3 дня, до 20 Мархешван [см. подробней в беседе].
Мархешван — первый месяц работы в мире по пригодтовлению Б-гу «жилища в нижних». Поэтому он включает все остальные. А 20 Мар-Хешван — «Кесер Мархешвана» включает в себя все последующие «Ксорим» [см. подробней в беседе], вплоть до завершения «90 года» строительством Храма Мошиахом, поскольку уже осуществилось: «и будут просить Б-га Все-сильного их и Довида, Короля их…».
14. Еще и главное:
По простому смыслу, наличествует существование Мошиаха, как известно, что «в каждом поколении рождается один из потомства Еуды, годящийся быть Мошиахом» т.д. И если бы не примешались неугодые, задерживающие это вещи, он раскрылся бы и пришел практически. В соответствии с сообщением предыдущего Ребе вся работа закончена [см. подробней в беседе]. В наши дни есть не только существование, но и раскрытие Мошиаха. Сейчас его надо только принять! — Принять раскрытие «И раскрылся ему Б-г», как по отношению к евреям (к нему), так и к миру, практически, в мире «Асия» [см. подробней в беседе].
Отсюда понятно, что все идеи и все действия пронизаны идеями Мошиаха и Освобождения, включая еду и питье. Жаждут трапезы Ливьосона, Шейр-аБора и сохраненного вина, до такой степени, что также после еды остаются голодными по этой трапезе. И выказывают претензию к Б-гу, что не могут по-настоящему выполнить заповедь «…и насытишься ты и благословишь», и Б-г сразу выполняет его просьбу — в трапезе этой Субботы [см. подробней в беседе].
И главное, чтобы все это было в раскртии и практическом действии, когда можно «показать пальцем, и сказать: “Этот!» — Это Мошиах, это предыдущий Ребе, это Б-г… И в практическом действии, когда благославляют: «…что дал нам дожить, и дал нам существование, и дал нам достигнуть этого времени!»