Толдейс. Cодержание.
1. В каждом Новомесячье есть общая и индивидуальная идея. Необходимо объяснить особенную идею Кислева, как применительно к обей идее Новомесячья, так и к частной идее Новомесячья Кислев. А особенно, связь этого с общей для всех поколений идеей: «Все дни жизни твоей — привести Дни Мошиаха», — и как она подчеркнута в этом поколении.
2. Общая идея Новомесячья — ראש חודש — хидуш, зарождение Луны после ее уменьшения и сокрытия к концу месяца. «И будешь ты вспомянут, потому что опустеет место твое». Несмотря на то, что при рождении Луна — только точка, это включает в себя все продолжение процесса. Поэтому Новомесячье — «голова месяца».
Идея этого в Служении евреев, которые «подобны Луне и в будущем обновятся, как она»: благодаря своему спусканию в мир, они поднимаются выше того уровня, на котором находились, как это раскроется в Освобождении.
В Новомесячье в каждом еврее раскрывается искра Мошиаха, «ехида», что «обновляет» все его существование. А главное, что этим осуществляется раскрытие и приход Мошиаха.
3. Это наиболее подчеркнуто в Новомесячье Кислев, «כס» (сокрытие Луны) «לו» = «אלה» (раскрытие и рождение Луны, как оно включает в себя процесс вплоть до полноты раскрытия, раскрытие внутри всех 6х6 эмоциональных качеств). Т.о. само слово «Кислев» подчеркивает общую идею Новомесячья, где речь идет всего лишь о «כסא» — «כס א’», а не «כס ל”ו». Следовательно и идея Освобождения этим месяцем подчеркнута более, — не только начало, но и полнота раскрытия.
Идея Освобождения подчеркивается праздниками месяца Кислев?
— Ханука. Введение в эксплуатацию заново жертвенника в дни Хашмейноим. Вплоть до введение в эксплуатацию Третьего Храма в Освобождении. 8 дней Хануки в противоположность 7 дням Пейсах и Суккейс — хидуш, происходящий благодаря работе евреев в дополнение к полноте Творения (7), число 8 связано с Освобождением.
— Праздник Освобождения Алтер Ребе, 19-20 Кислев; Мителлер Ребе, 10 Кислев. — Внутренняя Тора, масло, «ехида» в Торе, благодаря раскрытию которой приходит Мошиах.
Распространилось в народе название Кислев — «месяц Освобождения».
4. Полнота еврейского народа в дни Довида и Шлеймо подобна полноте Луны (15 поколений от Авроома до Шлеймо). — В Дни Мошиаха еврейский народ достигнет еще большей полноты, следовательно Освобождение более связано с 15 числом месяца (полнолунием), нежели с Новомесячьем (новолунием). Тем более новолуние несопоставимо с состоянием «свет Луны будет как свет Солнца».
В Кислев этот вопрос еще острее, покольку «לו» намекает на самую полноту раскрытия. — Новолуние указывает на еще большую полноту, нежели полнолуние. В Освобождении евреи достигнут этого достоинства «в будщем обновятся, как она».
5. Чтобы ответить на эти вопросы, надо разъяснить достоинство рождения и хидуша в евреях, осмыслить достоинство ребенка:
«Я молюсь, согласно знанию этого младенца». — Поскольку ребенок не знает о ступенях в Б-жественности, сфирейс, т.п., его молитва обращена к Самому Б-гу, как он выше уровней и сфирейс, — к Сущности.
У ребенка есть преимущество даже перед мудрецом, который молится «согласно знанию этого ребенка»: мудрец приходит к этому через отрицание — «Ему, а не его качествам», вплоть до «Абсолют знания — что не познаем Тебя». Но поскольку он идет к этому путем отрицания, в его обращению к Сущности есть ощущение удивительности, происходящей от отрицания уровней и описаний. Ребенок же, не нуждающийся в отрицании обращается к Сущности. И называет то, к Чему обращается, не «Сущностью», поскольку не понимает, что такое Сущность, а «аШем», что не находится в рамках уровня, описания, достоинства. И кроме того, что Он находится [также и] свыше и существует, он не знает о Нем ничего.
На самом же деле,Его нельзя назвать ни «существованием», ни «идеей», т.п., и только потому, что мы обязаны изспользовать некоторое понятие, поскольку хотим говорить о Нем. мы используем слово «есть».
6. Из этого следует разница в отношении к уровню и существованию человека, связывающегося с Б-жественностью:
— У «великого в Израиле», понимающего чудесность Б-жественности, благодаря отказу от уровней и описаний, связь с Б-гом происходит за счет отрицания собственного существования, своего понимания, т.д., вплоть до отрицания собственного сущестоввания через способность к самопожертвованию, но и тогда он жертвует своей душой (волей).
— Для ребенка «“Светильник” в раскрытии» — изначально, выше понимания, «что есть Б-г». Б-г — это все его существовование, и это видно во всем, что к нему относится, в его еде, питье, т.д.
7. Языком Торы Хасидизма:
— У «великого в Израиле» связь с Б-гом (в основном) происходит со стороны раскрытий (но не в такой степени со сторны сущности души). У него связь осуществляется благодаря пониманию, чувствованию и вплоть до воли и наслаждения и до полноты связи, благодаря аспекту ехиды, и соответствует им. Но даже ехида — не сущность души [см. подробней в беседе].
— Связь ребенка с Б-гом исходит из сущности души, которая выше 5 нарекаемых ей имен, выше даже аспекта «в буквальном смысле, часть Б-жества свыше».
8. Как эта идея раскрывается в повседневной работе каждого из евреев:
Начало дня каждого: «Мейде ани… [признателен я Тебе…]» Т.е. основа Служения Б-гу — битуль и признание Б-га. Еще до того, как человек начинает ощущать свое «я», это уже наличествует, — «Мейде…» — битуль происходящий из [самой] сущности души.
«מודה» = «הן» (52), что намекает на сущность души. «הן עם לבדד ישכון» — высшая суть, которая выше «ехиды», объединенной с «“Ехидой” этого мира». «הן לה’ אלקיך…» — это аспект, который выше «הוי’ אלקיך» (всего раскрытого и скрытого), т.б. выше Небес и Земли. Есть предшествующее даже «אני לפניך» — битулю, исходящему от «ехиды», — исходящее от сущности души, связанной, в буквальном смысле, с самой Сущностью Б-га, выше всякого описания, уровня и оценки.
Это подчеркнуто состоянием «проснулся от сна его», когда человек становится «новым творением», наподобие только что родившемуся ребенку, еще до того, как он начал произносить «Мейде ани…». «Мейде ани…» — движение битуля и признательности (в мысли, речи и действии), представляющее собой выход из собственного существования. А предстоит этому раскрытие его собственного существования во мгновение пробуждения. И поскольку его существование — одно с Сущностью, «Евреи и Б-г — в абсолютной степени одно», просыпается (и раскрывается) Сущность в нем.
Состояние «пробуждения ото сна» — основа всего следующего за этим Служения. И по порядку: битуль со стороны «ехиды» (выражающийся в «Мейде ани…») [см. подробней в беседе].
9. Отсюда понятен хидуш будущего Освобождения, подобный именно хидушу зарождения Луны, а не полнолуния:
Полнота Луны в полнолуние касается света (раскрытий). Достоинство зарождения Луны касается ее существования (суть, которая выше раскрытий) после полного сокрытия, за мгновение до зарождения. А впоследствии это существование день за днем приходит во все большее раскрытие через свет Луны, вплоть до плоноты Луны (суть привлекается и пронизывает также аспект раскрытий). — Основное достоинство истинного и полного Освобождения выражается хидушем мгновения зарождения Луны, когда раскрыавется суть ее существования, или подобное в евреях — раскрывается их суть. И не только, но привлекается в аспект раскрытий, — в раскрытиях начинает ощущаться суть (хидуш мгновения зарождения Луны). В будущем увидят практически, в раскрытии как суть души, то, как еврей одно с Б-гом, привлекается и пронизывает все существование еврея, вплоть до материального тела [см. подробней в беседе].
Полнота Будущего (суть, ощутимая также на уровне раскрытий) подчеркивается, в основном в новомесячье Кислев: в «לו» (полноте раскрытия) ощущается «כס» (хидуш мгновения зарождения Луны).
Это же подчеркивается праздниками месяца Кислев, связанных с аспектом масла в Торе — Торой Хасидизма. Именно благодаря Торе Хасидизма раскрывается суть познания [Б-га] («ידעתיו הייתיו»), подобная полноте постижения Б-жественности в будущем («לדעת את הוי’ בלבד»).
10. Поскольку все идеи Будущего зависят от нашей деятельности на протяжении изгнания, понятно, что в подготовке к освобождению должно быть подобие «в будущем обновятся, как она» — раскрытие сути души, которая выше «ехиды». В дополнение к тому, что каждый еврей раскрывает искру Мошиаха в нем, «ехиду», надо добавить и поправить, что в основном требуется раскрытие сути души, в буквальном смысле, что это — истинная идеей Мошиаха (частного и общего).
Это намекается стихом: «Нашел я Довида, раба моего…». «מצאתי [нашел]» указывает на суть его существования, которая выше описаний и определений, также рамок «существования» — суть его души, которая выше также аспекта «общей ехиды». А после этого: «…и маслом своим я помазал его», — маслом, указывающим на аспект «ехиды», проникающим повсеместно.
В Служении каждого это: еще до тогоо, как еврей производит в себе раскрытие «ехиды», битуль и признательность и преданность Б-гу, есть раскрытие сути его существования, сути души, и это знание действует и приводит ракрытие сути души во все аспекты Служения. А это истинная идея прихода Мошиаха, — что суть еврея находится в практическом раскрытии.
11. Это также намекается словами: «Все дни жизни твоей — привести ко Дням Мошиаха». — Каждое мгновение существования еврея, также когда он спит, вся его жизненность — в приведении Дней Мошиаха. Он не только производит мысли, речи и действия, направленные на приход Мошиаха, но и суть его жизненности направлена на это.
Диюким: «להביא [«приводит» именно]», а не «לרבות». «Дни [Мошиаха]» — во множественном числе. — Когда жизненность еврея направлена на идею Моишаха, он приводит положение Дней Мошиаха, когда его суть будет в находиться практическом раскрытии. И не ко «Дню Мошиаха», а к полноте этого периода, подразумевая все множество поднятий.
Это выражается в том, что когда он просыпается, он чувствует воздух Мошиаха. «אויר [воздух]» указывает на суть Мошиаха, т.е. раскрытие его сущестования, предшествующего царство, в качестве Короля Мошиаха. В отличии от «אור [света]», указывающего на раскрытие Мошиаха, благодаря его действиям, начинающееся после раскрытия существования.
Основной хидуш прихода Мошиаха — в раскрытии его существования. Все остальное — следствие из этого и включается в это, см. аналогию с Луной. «Все дни жизни твоей…» — Раскрытие жизненности приводит Дни Мошиаха, поскольку включает все детали Дней Мошиаха, включенные в суть существования еврея (рождение Луны).
12. Касательно действия:
Поскольку зарождение Луны Кислева т.д. уже произошло, каждый должен прибавить в подчеркнутости «Все дни жизни твоей — привести ко Дням Мошиаха» тем, что все его существование, с момента пробуждения будет пронизано жизненностью Мошиаха (сутью существования еврея), что приводит к дням Мошиаха. И это может и должно быть также в это мгновение, благодаря тому, что он прибавит еще «одну заповедь», для того, чтобы «перевесить весь мир… привести спасение…» И совершенно не обязательно в высоких, связанных с «ехидой» (Тора, т.д.), но и в простых вещах — удовлетворение материальных нужд еврея, включая новые появляющиеся в Кислеве нужды [см. подробней в беседе].
13. И пусть будет угодно, чтобы в начале Кислева началось и достигло полноты Освобождение, — благодаря Мошиаху, который исправит весь мир так, что все будут взывать к Б-гу и Ему служить. Как намекается завершением прошлонедельной Афторы: «Да здравствует господин мой, король Довид навеки!», — содержание этого провозглашения — раскрытие существования Короля Мошиаха. И началом недельной главы: «А это порождения Ицхока», — рождение (раскрытие существования) Мошиаха происходит на глазах у всех («ואלה»). Вплоть до того, что влияет и на народы мира [см. подробней в беседе].