Тейце. Краткое содержание.
1. В субботнюю Минху продолжают читать с того места, где остановились во время утреннего чтения. Это подчеркивает связь между 2 читаемыми с Шабос недельными главами. Надо разобраться в связи между «Ки тейце» и «Ки товей» — главами, которые противоположны друг другу:
— С точки зрения названия: «тейце [выйдешь]» и «товей [придешь]» — антонимы.
— С точки зрения содержания: «Когда выйдешь на войну…» и «Когда придешь в эту Землю… и унаследуешь ее и поселишься в ней». — Какая ни будь война, она противоречит покою, в то время, как поселение в Земле — ведет к абсолюту покоя.
2. И касательно Служения человека Создателю:
— «Ки тейце» — выхождение души, спускание ее из источника вниз, вплоть о одевание в тело и животную душу, для того, чтобы преобразовывать их долю в мире, — война с противником. Это наиболее актуально в изгнании, когда сокрытие подчеркивает силу противника, обязывая к войне.
— «Ки товей» — работа в покое и мире в то время, когда евреи живут на своей Земле и построен Храм.
3. Будучи читаема в настоящий день, «Ки товей» имеет отношение к вхождению в Землю в освобождении истинном и полном. Т.о. эти две главы — не только 2 разных образа Служения, но различие между ними общее: «Ки тейце» — работа для награды («наши деяния и наше Служение», включая время изгнания), а «Ки товей» — связана с самой будущей наградой.
Это подчеркивается прочтением 1 и 2 глав «Пиркей Овейс» в эту Субботу:
1 глава. — Начинается с «Мейше получил Тору… и передал» каждому из евреев до конца поколений. — Этим подчеркивается совокупность еврейской работы по выполнению Торы. 2 глава. — Заканчивается: «Зная, что награда праведников — в будущем». — Подчеркивается идея награды. — Несмотря на то, что это два разных этапа, эти 2 главы читаются в одну Субботу без перерыва, как 1 главу.
4. Сжатое объяснение:
Чтение «Ки товей» — как комментарий и объяснение «Ки тейце»: также работа «войны» должна проводиться образом покоя. Более того, в самой работе («Ки тейце») есть подобие и начало состояния награды («Ки товей»).
«Знай, что награда праведников — в будущем». — Служение в объединении — «знай [דע]» — с состоянием награды. — Во время работы есть подобие и начало будущей награды.
В самой главе «Ки тейце»: обязанность дать награду наемному работнику «в день его». — Помимо «завтра — получать награду», есть награда, даваемая в тот же день.
5. Предварение объяснению:
В начале «Ки тейце» говорится о разрешенной войне (Раши). Однако работа по преобразованию тела, животной души и доли в мире — заповедана.
Кроме того, «награда» может относиться только к человеку добровольно поступившему на службу, — за разрешенную (не обязательную) работу. Раб, приобретенный господином, — «Ибо Мне сыновья Израиля — рабы», — обязан ему служить бесплатно. — в чем идея «выплаты награды» за Служение Создателю?
6. «Когда выйдешь…» — именно «выйдешь»: работа человека в мире происходит образом выхождения из его истинного места. И не только относительно места пребывания души в Ацилусе, но и относительно ее первичного источника, который выше всего «Сейдер Ишталшелус» (даже первого «цимцума»), поскольку «замысел евреев прежде всякой вещи» и с ними Б-г «советовался» по поводу создания «Сейдер Ишталшелус», поскольку они — «в буквальном смысле, часть Б-жества свыше». На это намекается тем, что «Не захотел Б-г, Все-сильный твой, послушать Билама…». — В каждой еврейской душе есть от имени Авайе, не только нижнего, но и верхнего, от иголки йуда этого имени, вплоть до того, «на что не намекает никакая буква и никакая иголка», вплоть до Сущности Благословенного [см.подробней в беседе]. — На этом уровне, выход на Служение происходит с согласия («разрешенная война») евреев, поскольку еврей абсолютно выше соотносимости с существованием мира и Служением в нем. С т.з. существования еврея, как он сотворен в мире, его Служение — обязанность. Но с т.з. его истинного существования, как он выше мира, что его сотворение в мире — лишь «выхождение» из его истинного места, — это Служение добровольное («разрешенная война»).
Отсюда понятно и то, почему еврейской Служение, являясь добровольным, обязывает к награде.
7. Такое «выхождение» души из ее истинного места, где она едина с Б-гом, происходит потому, что «вожделеется Б-гу иметь жилище в нижних». Несмотря на то, что до Творения «был только Он один», Б-г сотворил нисхождение миров вплоть до этого мира, где сокрытие Б-жественности максимально, — поскольку он захотел получить наслаждение от подавление «обратной стороны» и превращения тьмы в свет, — раскрытия Сущности внизу. Тогда: чтобы деятельность евреев была «со стороны нижних», необходимо, чтобы душа вышла из своего места и спустилась в нижние, где есть «противник», с которым надо «воевать». А для того, чтобы жилище было создано для самой Сущности, необходимо, чтобы также при спускании вниз, было очевидно происхождение еврейской души. Другим языком: хидуш спускания б-жественной души, благодаря которому еврей может создать жилище Сущности — в нижних, в том, что также становясь существованием, она одно с Сущностью. (отсюда: в каком бы низком положении еврей ни находился, он не может отделиться от Единства Б-га).
8. То же — в главе «Ки товей»:
«Когда придешь в эту Землю». — Хотя истинное место еврея выше мира («Земли»), он приходит и одевается в «земное» для того, чтобы переборка мира осуществлялась со стороны нижних.
Благодаря этому создается «эта Земля [הארץ]» — Земля Израиля, которая «хочет выполнять волю своего Создателя», в которой видно, что она — удел евреев, становится наследием и местом постоянного поселения евреев, достойной евреев, которые, будучи одним с Сущностью, делают так, чтобы она стала жилищем для Сущности.
Еще более это подчеркивается в продолжении главы заповедью отделения первенцев плодов. — Благодаря работе евреев по преобразованию мира, раскрывается в мире их истинное существование, то, что они называются «первинками», поскольку предшествовали всему, будучи одним с Сущностью. И поэтому ими Земля становится жилищем для Сущности.
9. В соответствии с этим — и награда — «Награда за заповедь — сама заповедь»:
Алтер Ребе: Цель Творения мира — вожделение Б-гом жилища в нижних. Дни Мошиаха и воскрешения из мертвых — полнота сотворения этого мира. Абсолютная полнота мира зависит от наших действий, поскольку причиняющее награду за заповедь сама заповедь. Благодаря выполнению заповеди, человек привлекает и одевает в мир раскрытие Бесконечного Света. — Т.е. абсолют награды за Служение — ее содержание: раскрытие в мире Б-жественности т.о., что создается «жилище для Него, Благословенного в нижних».
Отсюда: «В день его дашь награду его». — Поскольку благодаря каждой заповеди происходит раскрытие в мире Б-жественности, получается, что выплата награды есть (не только в тот же день но и) за каждую заповедь отдельно. И также главное в награде, сегодня «запертое в сундуке» уже имеется в собственности еврея. Более того, он обладает возможностью и правом раскрыть этот сундук в любой момент, когда захочет, тем, что прибавит еще заповедь, которой «перевесит себя и весь мир в сторону заслуги и причинит… вызволение», — Освобождение истинное и полное. — Тогда раскроется в этом мире награда: «раскрытие Света Бесконечного в этом материальном мире», — «И раскроется Слава Б-га и увидят всякая плоть вместе…»
А в дополнение к «в день его дашь награду его», есть и «Дарование награды праведникам — в будущем», «Назавтра (в седьмом тысячелетии) получать награду»: совокупная награда за все Служение евреев на протяжении всех поколений, включая Дни Мошиаха, когда изучение Торы и выполнение заповедей достигнут абсолютной полноты [см. подробней в беседе].
10. Подобие, прообраз и начало идеи награды есть в самом Служении — еще до того, как происходит «выплата ежедневной награды», и сразу в начале Служения:
Работа и награда — одна идея. Благодаря работе евреев, которые одно Сущностью, производят раскрытие Сущности в мире. — Это актуально и до начала работы, до Творения, «поскольку [тогда]… был только Он… наполнял место…» [см. подробней в беседе]. После Творения добавился хидуш (ради которого мир был сотворен), — что благодаря работе евреев в мире, происходит раскрытие Сущности в мире, жилище в нижних. — И это — может и должно быть очевидно уже в начале работы: что Служение евреев начинается не из состояния «настоящего времени», после Творения и спускания души в мир, — а из состояния «будущего», подобного «прошедшему», предшествовавшему Творению, — что в евреях видно, что они одно с Сущностью Б-га, а в мире — очевидно состояние «был только Он… наполнял место…», благодаря чему легче выполнить намерение, с которым совершено Творение, нашими делами и Служением создать Ему, Благословепнному, жилище в нижних.
11. Порядком разделов: «Ки тейце»—«Ки товей», — намекается на то, что работа «Когда выйдешь на войну со своим врагом» (совокупность Служения, включая изгнание) совершается образом «Когда придешь в Землю… и унаследуешь ее и поселишься в ней» (что относится к Освобождению истинному и полному). Также работа «войны» — преобразования, очищения мира происходит образом покоя и стабильности, потому что во время работы («Сегодня делать их») очевидно в еврее, а благодаря им — и в мире, состояние «Ки тейце» — до Творения, и состояние «Ки товей» (состояние будущего Освобождения). Война «[которой выходят] на врага» — «над врагом», которая нацелена на «и отдаст его б-г, Вс-сильный твой в руку твою», более того: «захватишь ты плен его» — 288 искр «мира хаоса» попавших в плен материальности мира, захватываемые евреями, благодаря их работе. Таким образом, евреи приобретают света «мира хаоса», которые выше светов «мира исправления» [см.подробнее в беседе]. Более того, в мире раскрывается истинное существование евреев, предшествующих и возвышающихся над «миром хаоса» и «цимцумом», наподобие состояния, предшествовавшего Творению (которое было привлечено и раскрылось в Творении).
12. Связь вышесказанного с содержанием времени:
Элул — заключительный месяц года, когда подводятся итоги, с целью исправить все, что необходимо в области Торы, молитвы и благотворительности посредством тшувы («И будет оплакивать…»), и благодаря этому приходят к Освобождению («А после этого войдет к ней…»). Также это месяц подготовки к наступающему году. — В Элуле подчеркнуто объединение идей Служения и награды: начало Служения в новом году приходит в продолжение полноте Служения (а, следовательно, и выплаты награды) уходящего года.
Это подчеркивается также названием месяца: «Я Любимому моему, Любимый мой — мне». — Началом Служения с «побуждения снизу» подчеркивается полнота Служения (награда) — объединение «я» с «Любимым моим» — общины Израиля с Б-гом, образом свадьбы, «и станут одной плотью». Это подчеркивается завершением 40 дней с начала Элул (4 йуда) в «день свадьбы его» — Йом-Кипур, когда были даны вторые скрижали. И вплоть до полноты свадьбы в Дни Мошиаха.
«Свадьба [נישואין]» также от слова «возвыситься [נשא]», возвышенность головы, полнота которой достигается Мошиахом («ירום ונשא וגבה מאוד»). Благодаря ему, в частности благодаря его искре («ехидо») в каждом еврее, происходит полнота поднятия каждого еврея.
В особой степени это подчеркнуто в Элуле 5751 года — תנש”א [подними, вступи в брак] в повелительном наклонении, что касается и раскрытия и прихода Мошиаха, и свадьбы между общиной Израиля и Б-гом. Говоря языком «Ялкут Шимейни»: «Год, когда Король Мошиах раскрывается… встает на крыше Храма… и говорит: “Скромные, настало время Освобождения вашего!”». Находясь в последнем месяце года, невозможно откладывать это обещание, оно должно осуществиться моментально сразу, вплоть до того, что в эту самую Субботу.
И попросту: Элул 5751 года — завершение «наших действий и нашей работы на всем протяжении изгнания», — и, само собой разумеющимся образом, моментально получают награду Дней Мошиаха и воскрешения из мертвых, вплоть до награды 7 тысячелетия. — «Дарование награды праведникам в будущем» — но в настоящем, в этот день и в это мгновение, в буквальном смысле.
13. В самом Элуле сегодня 14 число:
(а) Это канун и начало 15, полнолуние, которое намекает на полноту евреев. Полнота Луны — за счет света, получаемого от Солнца, — идея свадьбы Б-га и общины Израиля.
(б) С 14 числа начинаются 30 дней до «регеля», когда изучают законы праздника, — это начало подготовки ко «времени радостей наших», Суккейс — хазоки радости, связанного с раскрытием Йом-Кипур, «днем свадьбы», когда происходит объединение Б-га и евреев. «радость наша» — две радости вместе: «сверху вниз» и «снизу вверх» — чем подчеркивается объединение работы и награды [см. подробнее в беседе].
14. И особое добавление в нынешнем поколении:
Канун этой Субботы — 13 Элула (гиматрия «אחד»), день свадьбы моего учителя, тестя Ребе, главы нашего поколения. А в предшествующую среду — 11 Элула — день свадьбы его отца, Ребе, место которого предыдущий Ребе, его единственный сын, заполняет. А после и в продолжение этому — 15 Элула, день основания ешивы «Томхей-Тмимим» во вторник «семи дней пира» Предыдущего Ребе, от которого исходил совет его отцу основать ешиву и который был назначен его отцом действительным руководителем ешивы. Свадьба каждого еврея — вещь, связанная со свадьбой общины Израиля и Б-га в Дни Мошиаха. Тем более, свадьба главы поколения, главы Торы Хабада, который раскрывает внутреннюю Тору образом понимания и постижения, «распространения источников наружу», благодаря чему приходит Мошиах. Что подчеркивается в особенности, применительно к Предыдущему Ребе, в продолжение свадьбе которого была основана ешива «Томхей-Тмимим», ученики которой называются «тмимим» и «воины Дома Довида», которые побеждают состояние «которые позорили предшествие Мошиаха Твоего» и производят раскрытие и приход Мошиаха [см. подробней в беседе] как говорится в завершение 89 псалма. И надо сказать, что это положение закончилось уже по окончании 40 лет после сокрытия из мира Предыдущего Ребе, когда прибавилось в «распространении источников» образом «дал… сердце знать» т.д. И сейчас находятся в периоде, относящемся к 90 псалму, заканчивающемуся: «Пусть будет милость Б-га, Вс-сильного нашего на нас… и деяния рук наших Он оснует», — «Пусть почиет Шхина в деянии рук ваших», — это награда за совокупность наших действий и нашего Служения.
15. Из практических указаний, следующих из этого:
(1) Распространить повсеместно, что мы находимся в завершении работы и начале периода воздаяния награды. И, соответственно, работа должна касаться также вещей относящихся к Дням Мошиаха, начиная с изучения Торы в вопросах, касающихся Мошиаха, Освобождения и Храма. А главное — в покое и стабильности, радости и добром сердце, включая устроение веселых фарбренген, в особенности тех, что касаются свадеб и «7 дней пира» (включая трапезы для бедных), наподобие и в качестве подготовке к исполнению свидетельства: «Тогда станет полным смех уст наших…» — что в этом поколении, глава которого Ицхок (от слова «смех»), восьмой глава от Баал-Шем-Това [см. подробней в беседе], идея «наполнится смех уст наших» осуществляется не в будущем («тогда»), а в настоящем.
(2) Распространить повсеместно знание об особенном посланничестве «Томхей-Тмимим», которое привлекается и производит свое действие во всемирном масштабе: в дополнение к тому, что каждый еврейский дом должен быть домом Торы, молитвы и благотворительности, каждый дом, благодаря изучению внутренней Торы, в дополнение к изучению Торы, в целом, — должен быть подобен ешиве «Томхей-Тмимим».
(3) Распространить повсеместно знание о необходимости стараний по оказанию помощи в нуждах праздника всем нуждающимся, начиная со срока за 30 дней до праздника, т.о., чтобы смогли подготовится к «времени радостей наших» в покое и радости и добром сердце, а еще до этого подготовиться к Рейш-оШоно.
И пусть будет угодно, чтобы благодаря разговорам и принятии добрых решений во всем вышесказанном, мы удостоились моментально, чтобы Б-г дал каждому из евреев все, в чем тот нуждается, из Своей руки т.д., тем более самое важное — Освобождение истинное и полное Мошиахом, праведником нашим. — «Когда придешь в Землю», — и сразу: «И возьмешь от начала плодов… и пойдешь к месту, которое изберет Б-г…». И вплоть до завершения главы: «Воззрись из обиталища Своего, с небес, и благослови народ Израиля», — начиная с самого главного благословения Освобождения истинного и полного Мошиахом, праведником нашим, в буквальном смысле сразу и моментально.