Тецаве (2). Содержание.
1. В начале и завершении «Тецаве» говорится о зажигании менейры:
— В начале: «И возьмут тебе масло оливковое, чистое… зажигать постоянный светильник», «В шатре собрания… будет обеспечивать Аарон ее функционирование…»
— В завершении: «Каждое утро при уходе за светильниками… и при зажигании Аароном этих светильников в предвечернее время…»
Хидуш завершения в том, что зажигание светильников связывается с воскурением благовоний [см. подробней в беседе].
Необходимо объяснить содержание идей воскурения и зажигания светильников и связь между ними в Служении человека.
2. После главы «Трумо», где говорилось о деталях изготовления Мишкана, «Тецаве» говорит о священстве Аарона и его сыновей. Почему же начинается эта глава с раздела о менейре, а завершается разделом о жертвенники воскурений? Более того, эти разделы, на первый взгляд, записаны не на своем месте [см. подробней в беседе].
3. Объяснение:
Написание раздела о жертвеннике воскурений не на своем месте, но после рассказа о Мишкане и его утвари, — подчеркивает особой достоинство этого жертвенника. — Им выполняется основная идея Мишкана: «…Шхина не спустилась, пока не принесли воскурения».
В Служении:
— Внешний жертвенник соответствует телу. На нем приносятся жертвы — «קרבנות», от слова «קירוב [приближение]». Благодаря ему происходит приближение к Б-жественности.
— Внутренний жертвенник соответствует душе. На нем приносятся благовония — «קטורת», от слова «קשר [узел]». Благодаря ему связываются, объединяются с Б-жественностью. Этим достигается полнота «…и поселюсь Я внутри них». Поэтому этот раздел вынесен в самый конец сюжетов, касающихся Мишкана, являясь их итогом: «И буду встречаться там с евреями…», — а после этого: «И сделаешь жертвенник воскурения благовоний…».
4. Более глубоко:
Жертвенник воскурения подчеркивает связь евреев с Б-гом на уровне сути души, аспекта «ехидо», объединенного с сутью Благословенного, благодаря которому осуществляется полнота «Я поселюсь внутри них», Я — в буквальном смысле.
Это намекается:
(1) размерами этого жертвенника: 1х1…
(2) составом воскурения: 11 компонентов…
(3) Служением воскурения: кейен наедине с Б-гом…
В завершении раздела воскурений и главы это Служение уподобляется Служению Первосвященника в Йом-Кипур в «Святая-Святых» [см. подробней в беседе].
5. Связь воскурений с исправлением и зажиганием светильников:
светильники указывают на еврейские души, исправление и зажигание которых происходит благодаря Торе и заповедям. Благодаря зажиганию светильников Святость привлекается также в мир. Это основное в строительстве Мишкана, — чтобы почивание Шхины происходило в мире. Благодаря этому достигает полноты объединение «верхних» и «нижних», начавшееся при даровании Торы. — Воскурение совершается именно во время исправления светильников, поскольку полнота связи и объединения с Б-гом при воскурении (со стороны «ехиды»), раскрывается и светит на всех уровнях и во всех частностях Служения, вплоть до того, что привлекается в мир — благодаря светильникам.
Это еще более подчеркивается тем, что воскурения происходят в ходе исправления светильников [см. подробней в беседе].
[Продолжение следует].