Тазриа-Мецейро. Краткое содержание.
1. В продолжение разговора о необходимости того, чтобы каждый еврей, сделал все, что от него зависит, для действительного прихода Освобождения.
Все пределы изгнания завершились в буквальном смысле. «Вот этот (Король Мошиах) приходит» — уже пришел во мгновение до этого мгновения.
Необходимо разъяснить акцентированность идеи Освобождения и действий каждого еврея по приведению Освобождения — идеями этой Субботы (недельной главы; главы, читаемой в Минху; главы «Пиркей Овейс»; времени месяца; сфиры).
2. Начала глав «Тазрия» и «Мецейро» подчеркивают идею Освобождения:
— “Женщина, когда зачнет и родит мальчика…”: роды — Освобождение, мальчик — истинное и полное; рождения души Мошиаха из «мужского» мира. Женщина — еврейский народ, посев — работа в изгнании, произрастание, роды — Освобождение, после которого нет изгнания.
— «Мецейро [больной болезнью Цораас]» — так называется мудрецами Мошиах во времена изгнания. Глава называется также «Главой чистоты», поскольку рассказывает об очищении «Мецейро» — раскрытии Мошиаха.
3. Необходимо понять:
(1) Связь между такими разными (см. выше) главами, позволяющая их объединить в рамках одной недели.
(2) Порядок глав: (на первый взгляд, первой должна следовать глава «Мецейро», начало которой намекает на Мошиаха в изгнании, а за ней «Тазрия», намекающая на свершившееся Освобождение, — а не наоборот).
(3) Названия глав противоположны их общему содержанию:
— «Тазриа»: начало — Освобождение (см. выше); содержание — язвы Цораас, изгнания.
— «Мецейро»: начало — изгнание (Мошиах в изгнании, см. выше); содержание: очищение больного, Освобождение. Следовало бы поменять их названиями.
(4) С какой целью прозвище Освободителя — «Мецейро» подчеркивает идею изгнания?
4. Дальнейшее станет понятно, если сперва разъяснить идею язв Цораас (нега, негоим). «Человек [Одом]? когда будет на коже плоти его… язва Цораас…» «Одом» — высочайший уровень совершенства человека. Язвы — не только не в плоти, но и не в коже, а на коже, касаются ее (נגע от נגיעה — прикосновение). И сами язвы — «высочайшая вещь», до того, как провозглашены нечистыми «высшие света, только… тяжкий суд [со стороны] Святости».
5. Именно потому, что «негоим [язвы цораас]» являются, по сути, выражением «высших светов», — также когда из них, из-за того, что они «дали жизненность хицейним», произошло зло, — это зло — только «на краях одеяний» и исправляется раскрытием истинной идеи «негоим», «[чем? —] днем — очищение его».
6. Причина того, что высочайший свет, выражением которого являются «негоим», может подпитывать зло, заключается в том, что этот свет (свет «мира хаоса») не привлечен в «сосуды» («мира исправления»). Раскрытие, превышающее возможности сосудов восприятия, вызывает «рцей [רצוא]» — устремление души из «сосудов» к ее источнику. Если оно не дополняется «шейв [שוב]» — битулем, возвращением в сосуды, из «рцей» может произойти зло. «Лечится» это — битулем, который способен распространить света, возвышающиеся над сосудами, — в сосудах, реализовать идею «жилища Б-гу в нижних…» Это достигается за счет качества, возвышающегося и над «рцей», и над «шейв», — «Тиферес», имеющего источник в «Кесер». — Торы («Это Тейро больного цораас…»), поскольку главное в изучении Торы, что она изучается в битуле.
7. Изгнание (сокрытие Б-жественности) имеет источником «высочайшие света», которые выше одевания в сосуды (вплоть до «ישת חשך סתרו»). Из невозможности этих светов раскрыться (одеться в сосуды) происходят все зло изгнания. Поскольку источником изгнания является такая высокая Б-жественность, это зло (наподобие негоим) — только на самом внешнем уровне, а для его исправления нужно раскрытие истинной идеи изгнания. «Изгнание [גולה]» с прибавлением буквы «алеф» (указывающей на Господина [אלופו] этого мира) — «Освобождение [גאולה]». Это достигается за счет битуля и самопожертвования, имеющих источником аспект «ехидо», принимающий от «йохид». Его возможностями высшие света привлекаются и раскрываются в сосудах.
8. Отсюда понятен порядок: «Тазриа» — «Мецейро» (Освобождение — изгнания, но язвы — очищение, см.п.3). Поскольку Освобождение и изгнание — не отдельные вещи, а Освобождение — раскрытие истинной идеи изгнания, — порядок такой:
(1) Предварение эфтих 2 глав: общая идея Освобождения в начале «Тазриа» («Женщина, когда зачнет и родит мальчика…»)
(2) Язвы (изгнание, продолжение «Тазриа»), чья истинная идея должна раскрыться внизу — в Освобождении.
(3) Начало «Мецейро» (изгнание)
(4) Очищение язв, происходчщее за счет раскрытия истинной идеи язв (изгнания). — Освобождение — «Мецейро» «в хорошем смысле», и образом когда исчезает возможность противоположного.
Та же идея — в главах, которые начинают читать в Минху: «Ахарей;» и «Кедейшим».
(1) «Ахарей» — приказ и предостережение, что «рцей» должен быть вместе с «шейв», души («рцей») в телах («шейв»).
(2) Благодарю чему это достигается? — «Кдейшим» — Святостью, вплоть до подобной святости Б-га.
Все это подчеркивается тем, что Мошиах называется «больным цораас из дома Ребе». Мошиах находится во времени и положении изгнания, дожидаясь времени, когда раскрыться: «Встанет Король из дома Давида…»
9. Те же идеи подчеркиваются содержанием первой мишны из второй главы трактата «Овейс»: «Какой прямой путь должен выбрать себе человек [одом]? — Тот, что хорош [тиферес] ему и позитивен [тиферес] со стороны восприятия людьми».
Вопросы по мишне?
(1) В чем вопрос? Праведный путь — путь заданный Б-гом в Торе!
(2) Почему вопрос обращен к «Одому» — совершенному человеку?
(3) Как «Рабби [Еудо-аНоси]» связан с приводимым тезисом? Почему он называется здесь «Рабби» (а не «Рабби Еудо-аНоси»)?
Ответ: Личность Рабби — выражение той же идеи: «…страдает болезнями и хосид гомур». Содержание его высказывания обращено к подобному ему, закончившему работу по собственному исправлению. Все евреи в настоящем поколении подобны ему. Вопрос в том, каков наиболее легкий и быстрый пусть к тому, чтобы произвести раскрытие Мошиаха? — «Тиферес» — Тора, способная произвести раскрытие высочайших светов в сосудах.
Мошиах — Король (воздействие на уровне «макиф») и Учитель (воздействие на уровне «пнимиюс»). Сочетание «Короля» и «Учителя» указывает на привлечение «высших светов» в сосуды.
10. Связать вышесказанное с содержанием времени. Нисан — месяц чудес, Освобождения, раскрытия сверху вниз. Второй месяц, Ияр, работа снизу вверх, позволяющая раскрытиям свыше одеться в сосуды. Объединяет их сила, их обе превосходящая: «Тиферес шебеТиферес». Одевание раскрытий в сосуды — Освобождение, за которым не следует изгнание.
Ияр — аббревиатура Авроом, Ицхок, Яков (света) и Рохл (сосуды). Их объединение в одном слове указывает на одевание светов в сосуды.
Рохл (община Израиля в изгнании) плачет о возвращении сыновей (светов) в их пределы (сосуды), за счет чего наступает Освобождение, за которым не следует изгнание.
11. Служение сфиры, как ведущее к Освобождению. Сфира «Малхус шебеТиферес» (особенно в году, когда первый день Пейсаха выпал на Субботу): Царство Короля Мошиаха — сила Освобождения, которому не может быть противостояния. Устранение «внешнего» противостояния, за счет раскрытия истинной идеи мира — малхус. Кратчайший путь («דרך ישרה») к этому — «Тиферес».
Нет необходимости дожидаться продолжения сфиры.
«Малхус» принимается именно по доброй воле.
12. «Малхус шебеТиферес», применительно к действию, изучение идей Мошиаха и Освобождения («малхус») в Торе («тиферес») — Письменной, Устной, т.д. Это «דרך ישרה» к раскрытию и приходу Мошиаха и Освобождения.
13. Практическое указание: побудить к этому и сообщить об этом повсеместно.
— Мужчинам, женщинам и детям необходимо прибавить в изучении Торы в вопросах Мошиаха и Освобождения. Самое лучшее, если такое изучение будет происходить при участии более 10 евреев.
— Прибавить в исполнении заповедей с украшением. Особенно в заповеди цдоки.
— Объединение вышесказанного: цдока, осуществляемая с намерением привести Освобождение.
14. Пусть будет угодно, чтобы раскрытие и приход Мошиаха и Освобождения произошли в буквальном смысле моментально сейчас. И по простому смысле, чтобы в эту Субботу произошло рождение и раскрытие Мошиаха, праведника нашего, образом практическим и очевидным, вплоть до того, чтобы по поводу Освобождения можно было произнести благословение «шеэхейону».
3 апреля 2008 в 13:38
Seems different from your previous posts. Did YOU write this post, or someone else did? Anyway, I think your readers really enjoyed reading it.
6 апреля 2008 в 13:55
To Bob:
Спасибо.
Выглядит “по-другому”, потому что программе пошел второй год и следующие кицурим были написаны год назад. :)
(Простите за задержку с ответом. Ваш коммент ошибочно проглотила “спамоловка”).
16 апреля 2010 в 08:57
Реб Шмуель, а где файлик? И через АйТюнс не могу найти? Айтюнс дает только несколько последних выпусков.
18 апреля 2010 в 23:32
To Давид: Тут, к сожалению, все в порядке. :) Просто уроки по этим сихейс не были записаны начисто. Они отсутствуют.