Шмейс. Содержание.
1. Мидраш объясняет, что «имена сыновей Израиля, приходящих в Египет» упоминаются в связи с Освобождением. Однако, нуждается в объяснении: по простому смыслу, говорится здесь о спускании евреев в египетское изгнание!
В другом мидраше объясняется, что этот стих намекает на заслугу евреев, благодаря которой они вышли из Египта, — то, что они не сменили имена. — Такое объяснение, в отличии от первого, не противоречит простому смыслу.
Также необходимо понять:
По первому (из упомянутых) объяснению: даже если мы объясним, как сюжет “приходящие в Египет” связан с освобождением, потребуется объяснить, почему этот стих идею Освобождение подчеркивает, ведь говорится о спускании в Египет.
Более того:
Мидраш подразумевает также будущее Освобождение [см. подробней в беседе]!
Еще надо понять:
Что можно выучить из этого сейчас, тысячи лет спустя “приходящих в Египет”.
2. Объяснение вкратце:
Идея «приходящие в Египет» — само спускание, на самом деле, на внутреннем уровне, — Освобождение. Не только для Освобождение, но и часть Освобождения, включая будущее Освобождение.
Поскольку все идеи «приходящие в Египет» и Освобождения продолжаются также в настоящее время, отсюда делается вывод, что также в наше изгнание надо привлечь Освобождение истинное и полное.
3. Мишна: «Вот я как семидесятилетний… чтобы упоминали о выходе из Египта по ночам… “чтобы помнил ты день выхода твоего из Египта все дни жизни твоей”: дни… “все дни” — чтобы включить ночи… “все дни” — чтобы включить Дни Мошиаха». Раши: «…выглядел старцем… назначили главой… в этот день истолковал это Бен-Зеймо».
В чем связь между приводимым в Мишне высказыванием и днем назначения р.Элозора бен-Азарья главой? — Предположимо, что поскольку р.Элозор занимался этим вопросом в день своего назначения, это имеет отношение к его работе, в качестве главы Израиля. Также надо понять связь этого высказывания со словами р.Элозора бен-Азарья: «Вот я как семидесятилетний», семьюдесятью годами.
4. Объяснение:
Мишна выражает величие достоинства выхода из Египта: обязанность вспоминать о нем существует также после выхода из Египта, как днем, так и ночью, и в этом мире, и в Дни Мошиаха. Это так, потому что воспоминание о выходе из Египта — основа Торы и нашей веры («Хинух»). Тогда была открыта идея освобождения вечно продолжающимся образом.
В Служении человека это указывает на выход б-жественной души из ограничений тела и мира, дабы связаться с Б-гом через Тору и заповеди. Поскольку это общая идея, о ней надлежит помнить постоянно.
Говоря частным порядком, в этом имеется три этапа и ступени:
(1) Упоминают о выходе из Египта «каждый день», — когда свет Б-га светит. Надо по простому смыслу «видеть себя, как будто… вышел сегодня из Египта». Служение еврея заключается в выходе из ограничений.
(2) Дополнительный хидуш Бен-Зеймо: «упоминают… по ночам». — Даже во время тьмы, даже в изгнании может и должен быть «выход из Египта».
(3) Хахомим привносят еще один хидуш: «…включая Дни Мошиаха». Здесь хидуш двойной:
— Что обязанность воспоминания о выходе из Египта в настоящее время — включает «Дни Мошиаха» [см. подробней в беседе].
— Несмотря на то, что на первый взгляд, упоминание об освобождении неактуально в состоянии Освобождения, также тогда будут вспоминать о выходе из Египта. Несмотря на несопоставимость будущего Освобождения и освобождения из Египта. Это говорит о том, что Освобождене из Египта обладает достоинством и хидушем, который будет действителен также во времена Освобождения истинного и полного.
5. Объяснение:
Освобождением из Египта была открыта сама идея Освобождения канал для всех Освобождений, включая будущее. Освобождение из Египта могло стать полным Освобождением, после которого не было бы изгнания. Отсюда: истинная идея выхода из Египта — Дни Мошиаха, Освобождение истинное и полное. А внутреннее содержание Дней Мошиаха — освобождение из Египта. Единственное, что пока Освобождение не наступило практически, — практически между ними есть (внешний) временной перерыв. Но также во время этого перерыва необходимо «помнить день выхода твоего из Египта». И, поскольку выход из Египта — идея Дней Мошиаха, с точки зрения внутренней, поэтому «все дни жизни твоей» (когда актуально это поминание) включают Дни Мошиаха.
Освобождение из Египта будут вспоминать в Дни Мошиаха, потому что:
(1) Освобождение из Египта — начало, более того внутреннее содержание Дней Мошиаха.
(2) Выход из Египта производит в Днях Мошиаха хидуш: что в них появляется также достоинство Освобождения из Египта — «искафья [подавление зла]».
Но упоминание о выходе из Египта будет дополнительным. Главным будет полное Освобождение. Упоминанием о выходе из Египта Освобождение, которое выше всех ограничений («ис’апхо»)привлекается внутрь ограничений существования мира («искафья»).
6. Отсюда понятен хидуш Хахомим по отношению к Бен-Зеймо:
Как «днем», так и «ночью» имеется в дополнение к выходу из Египта, как он произошел в раскрытии, неполному освобождению, — уровень выхода из Египта, каков он в истинном значении — Дни Мошиаха, полное Освобождение, после которого нет изгнания.
«להביא», а не «לרבות» и т.п.:
Работа по (упоминанию о) выходе из Египта
(1) сейчас вносит Дни Мошиаха в этот мир
(2) приводит в действие полноту Дней Мошиаха (включая все их стадии) в «днях жизни твоей».
(Отсюда понятно, что слова Хахомим — не теоретическая вещь, относящаяся к Дням Мошиаха, но имеет практическое значение в настоящее время: упоминая о выходе из Египта, еврей должен знать, что это связано с «[тем, чтобы привести к] Дням Мошиаха»).
7. Отсюда понятна связь Мишны с р.Элозором бен-Азарья, который в этот день стал «носи [руководителем народа]»:
Хидуш «носи» — связывать и объединять материальные «все дни жизни твоей» каждого из евреев, в частности в изгнании («по ночам»), с Освобождением вообще, и Днями Мошиаха, в частности, — Освобождением истинным и полным. Именно он может объединить изгнание с Освобождением, выход из Египта с Днями Мошиаха — так, чтобы каждый еврей, будучи душой в материальном теле, во времена изгнания, смог выйти из ограничений и, более того, встать в положение Дней Мошиаха.
8. «Вот я как семидесятилетний»:
Р.Элозору бен-Азарья было 18 лет, когда его избрали «носи» [см. подробней в беседе]. Полнота бытия «носи» связана с числом 70 до такой степени, что до момента, когда он стал «как семидесятилетний», невзирая на все его другие достоинства, его решение о произнесении упоминания о выходе из Египта не принималось. —
70 лет — полнота человека, поскольку человек приходит к работе по очищению 7 эмоциональных качеств, как они составлены из 10. А более частным образом, еврею даются 70 лет для того, чтобы провести очищение 7 качеств, как они одеты в животную душу и клипу, в целом (70 народов), а благодаря этой работе достигается «70» — «ע» — «עי”ן [глаз]» со стороны Святости — видение Б-жественности, вплоть до полноты этого в Будущем.
Для того, чтобы быть «носи», человек должен обладать «полнотой 70 лет». И достижение такого уровня р.Элозором бен-Азарья дало ему силы для воплощения идею «выхода из Египта» — выхода из ограничений даже «по ночам», вплоть до «включая Дни Мошиаха» — (наподобие) достоинства Освобождения, когда происходит раскрытие верхнего «עי”ן» — раскрытия Б-жественности во всем мире.
Необходимо связать это с именем р.Элозора бен-Азарьи:
И «Элозор», и «Азарья» переводятся, как «Б-г помог». А Элозор бен-Азарья — объединение обоих. Т.е. он обладает особой помощью Б-га, как он выше существования мира [см. подробней в беседе], быть «носи» и давать силы евреям на совершение Служения по «выходу из Египта» «днем», «ночью», вплоть до Дней Мошиаха, вплоть до «привести к Дням Мошиаха».
9. Надо добавить, что в тот день, когда р.Элозор бен Азарья стал «носи», со входа в ешивы убрали охранника и дали право всем ученикам войти.
Порядок, заведенный у раббана Гамлиэля был подобен Будущему, когда «дух нечистоты уберу с Земли». Порядок, который завел р.Элозор бен-Азарья, соответствовал тогдашнему состоянию мира: так, чтобы даже в ограничениях мира, вплоть до тьмы изгнания, был возможен «выход из Египта». Поэтому в этот день убрали со входа в ешиву охранников, — идея «носи» — умножать в еврейском народе изучающих Тору.
В соответствии с этим можно сказать, что поскольку р.Элозор бен-Азарья разрешил пускать в ешиву также неидеальных учеников, с ним можно достичь только «неполного освобождения». — Мудрецы продолжают: «включая Дни Мошиаха»: также в состоянии изгнания возможно произвести полное Освобождение.
Это намекается тем, что «раббон Гамлиэль ни на час не воздержался от пребывания в ешиве». — Также и он, уровень которого связан с Днями Мошиаха, соглашается и поддерживает порядок, введенный р.Элозором бен-Азарья.
10. Начало первой главы «Брохейс»: «С какого времени читают вечернее “Шма”?..» — духовный смысл чего: действие чтения «Шма» (принятия «ига Царства Небес») даже «вечером», во тьме изгнания. То же («проткнуты концы в начала») — в конце главы: «упоминают выход из Египта по ночам…» — Воспоминание о выходе из Египта — совершенно одно с чтением «Шма», поэтому в «Шма» включили отрывок, упоминающий о выходе из Египта.
Соответственно принципу «проткнуты концы в начала, а начала в концы», у этого есть связь с завершением как всей Геморы: «хождения мира — [принадлежат] Ему», так и в Мишне (и этим же стихом завершается трактат «Брохейс»): «Б-г даст силу своему народу. Б-г благословит свой народ миром». [См. подробней в беседе].
11. Ответ на вопрос п.1:
Спускание во тьму изгнания — это «Освобождение Израиля», вплоть до «Дней Мошиаха». — «В связи с будущим Освобождением упоминаются здесь», — поскольку целью является произвести и раскрыть в самих «приходящих в Египет», ограничениях, — то, как это не ради Освобождения, а само освобождение, вплоть до Освобождения истинного и полного.
Сыновей Израиля было 70… [см. подробней в беседе].
Отсюда понятен также урок евреям:
Более того, что евреи даже в изгнании существуют в абсолютной полноте, здоровые души в здоровых материальных телах, как в материальной, так и в духовной жизни, — они находятся не только в состоянии, которое ведет к Освобождению, но в состоянии Освобождения.
12. Отсюда понятная связь раздела «Шмейс» с йор-цайтом Рамбама 20 Тейвес [см. подробней в беседе]:
Рамбам, находясь в положении «приходящие в Египет» — в Египте, составляя «Мишне Тейро», — осуществлял там идею духовного освобождения и также потенциал и подготовку к полному Освобождению, по простому смыслу. Более того, книга Рамбама включает в себя законы, относящиеся ко времени существования Храма и Дней Мошиаха, которыми Рамбам указывает евреям, как подготовиться к ним, и раскрывает им практический порядок прихода Освобождения истинного и полного. [См. подробней в беседе].
Рамбам жил 70 лет [см. подробней в беседе].
Все его деяния, Тора и Служение раскрываются внизу в его йор-цайт, «производят спасения в среде Земли» — ограничений мира, становятся указателем пути всем поколениям. Понятно, что это прибавляет Служению по осуществлению «египетского освобождения» в состоянии «приходящих в Египет» в наступающей на следующий день Субботе!
13. Урок и указание из этого:
Кроме того, что «закончились все пределы», уже сделали раскаяние и все закончили. Необходимо только, чтобы Б-г раскрыл глаза евреев, чтобы они увидели Освобождение истинное и полное, которое уже есть. И сидят уже за накрытым столом, за трапезой т.д. Отсюда: если при спускании в Египет работа была привлечь освобождение в положение изгнание, тем более сейчас! Есть гарантия Торы, что произойдет «все дни жизни твоей… привести к Дням Мошиаха».
И попросту: нет необходимости в перерыве между «днями жизни твоей» и «Днями Мошиаха», как это было в предшествующих поколениях, но «все дни жизни» каждого еврея, как он душа в теле, включают в себя, по простому смыслу, «Дни Мошиаха», без перерыва, поскольку Освобождение приходит моментально сразу в это мгновенье и в этом месте (даже в положении «ночи» и «приходящих в Египет») так, что последнее мгновение изгнание становится первым мгновением Освобождения. И из «дней жизни» сейчас и здесь безо всякого перерыва еврей переходит моментально в «дни своей жизни» в Дни Мошиаха, вечную жизнь.
14. Применительно действия:
— Служение евреев должно быть направлено на то, чтобы раскрыть уже в действии, как положение «приходящих в Египет» в изгнании, на самом деле является положением освобождения, — тем, что готовятся сами и готовят других к положению «Дней Мошиаха».
— Включая йор-цайт Рамбама. — Усиливаются и прибавляют в изучении «Мишне Тейро;», а в самой этой книге — законов короля-Мошиаха.
— Влиять [в этом направлении] на других: мужчин, женщин и детей.
И пусть будет угодно, чтобы благодаря самим решениям, принятым в отношении этого, сразу получили награду, — чтобы поскольку уже есть «потенциальный Мошиах», чтобы был сразу «фактический Мошиах», благодаря тому, что он «сделает и преуспеет и построит Храм в его месте и соберет изгнанников еврейского народа… и исправит мир, в целом, служить Б-гу вместе…» Вплоть до завершения книги Рамбама: «Наполнится Земля знанием б-га, как вода покрывает море».