Шлах. Краткое содержание.
1. Каждый отрывок Торы, недельная глава, — связаны с Торой, в целом, поскольку она — «Одна [единая, цельная] Тора [תורה אחת]». Эта идея, в особенности, подчеркивается недельной главой «Шлах», занимающейся, в основном, одним сюжетом: историей «мераглим [разведчиков]». Завершение главы — «Раздел цицис». Заповедь цицис «весит, как все заповеди» (что роднит ее с идеей взаимосвязи каждой идеи Торы со всеми остальными).
И необходимо понять:
(1) Как подчеркнутость идеи единства Торы недельной главой «Шлах» связана с ее главным сюжетом («мераглим»)?
(2) Связь со временем, когда читается глава «Шлах» — завершение Сивана.
2. Вначале надо объяснить содержание «отправления мераглим» в недельной главе и в Афторе (повествующей о разведчиках, отправленных Еэйшуа).
Различия между разведчиками Мойше и Еэйшуа:
(1) Мейше отправил разведчиков по своему разумению («לדעתך»), — Еэйшуа — по приказу Б-га.
(2) Мейше было сказано: «отправь на твое усмотрение людей [אנשים]… и осмотрят [ויתורו] землю Кнаан». Еэйшуа — «шпионов [אנשים מרגלים]… разведать [לחפור] землю».
(3) Мейше отправил 12 человек (по одному от каждого колена), Еэйшуа — двоих.
(4) Разведчики Мейше — главы колен, перечислены по именам. — Еэйшуа — не говорится, кто они были.
(5) Об отправлении Мейше разведчиков знали и евреи и жители Кнаана. Разведчики Еэйшуа выполняли свое посланничество тайно и от тех, и от других.
(6) Разведчики Мейше обошли всю землю. Еэйшуа — не успели осмотреть целиком даже Ерихо.
3. Посланники Мейше и Еэйшуа преследовали различные цели, взаимодополняющие друг друга в деле захвата и вхождения в Землю:
— Отправление разведчиков Мейше было направлено (с т.з. его замысла) не столько на захват, сколько на осмотр Земли, выяснение ее достоинств. Это было нужно, чтобы евреи входили в Землю в радости и с большим желанием.
— Отправление разведчиков Еэйшуа было направлено, в основном на захват Землю, сбор шпионской информации, требующейся для этого захвата.
4. Разъяснение:
— Несмотря на то, что народ желал разведывания Землю, Мейше отправлял разведчиков для ее осмотра, поскольку на тот момент завоевания Земли и необходимого для этого шпионажа, выяснения оптимальных путей продвижения в Землю — не требовалось. Б-г шел перед ними. [Ребе показывает, как детали посланничества разведчиков Мейше выржают эту задачу]. Эта задача была выполнена разведчиками Мейше в полноте. Если бы они не добавили к своему посланничеству от себя (то, что было связано с захватом Земли), евреи бы в радости и с большим желанием вошли в Землю.
— Разведчики Еэйшуа не отправлялись с целью осмотра Землю, поскольку эта задача была решена разведчиками Мейше. Их задачей являлся сбор шпионских сведений, необходимых для захвата Землю, который должен был произойти более подчиненным природе способом.
5. Объяснение деталей различий между разведчиками Мейше и Еэйшуа (п.2) в свете идеи, высказанной в п.3-4. [См. текст беседы].
6. Так разрешается общий вопрос, касающийся раздела «разведчиков»:
Разведчики Мейше были чрезвычайно значимыми, выдающимися людьми, не хотели входить в Землю потому что не хотели «принижать» себя до уровня выполнения заповедей в действии, хотели продолжать занятия Торой в пустыне, не занимаясь миром, доля в будущем мире по отношению к ним — не награда. — Каким образом следствием их посланничества стали лишь негативные вещи?! — Таки даже в действии их посланничество имело позитивные следствия: благодаря им, евреи узнали (не только верили в него) достоинство Земли Израиля и позже, в дни Еэйшуа, с радостью и желанием входили в Землю.
С внутренней точки зрения, действия разведчиков Мейше привели к позитивному в очень большой степени результату не только спустя время, но и сразу. — Момент их отправления был началом процесса захвата и вступления в Землю, который подчеркивает идею переборки низа. Она же (эта идея) подчеркивается в наибольшей степени радостью и великим желанием евреев войти в Землю, что являлось следствием посланничества разведчиков Мейше.
«В тот момент [момент отправления в посланничество] были кошерны [כשרים היו]», — «кошерны», а не «праведны». — «כשר [кошерный]» — аббревиатура «כמוצא שלל רב» — «как нашедший великий трофей». — Намекает на великую и несопоставимую с работой награду за работу с миром, подчинение зла и превращения тьмы в свет, преимущество света, исходящего из тьмы.
7. Два способа-уровня отправления разведчиков сочетающиеся и взаимодополняющие друг друга: Мейше — 12 человек; Еэйшуа — 2 человека.
Внутренний смысл отправления «12 человек — по одному из колена»: Земля Израиля делится на 12 уделов, поскольку каждому колену свойственен свой способ работы с миром (Иссахар / Звулун, т.д). Результатом совокупной работы всех 12 колен является переборка всей Земли Израиля (и всего мира). Тогда надо понять, почему каждый из глав колен должен был осмотреть всю Землю, не только участок относящийся именно к его колену? (Для некоторых из колен была возможность приблизительного определения относящегося к ним участка, исходя из благословений Якова).
Ответ: причина этому то, что все евреи — один цельный организм. Благодаря объединению колен, уровня, который выше разделения на колена, переборка Земли происходит на более высоком уровне.
8. Предварить дальнейшее объяснением связи отправки разведчиков и месяца дарования Торы — Сиван. (Разведчики были отправлены 29 Сивана. В Торе о них читают близко к завершению месяца).
Преобразование мира происходит благодаря работе евреев с Торой. По этой причине отправление разведчиков — начало этой работы произошло в завершении месяца Сиван, когда переходят от дарования Торы к работе по переборке мира.
В евреях и Торе наличествует 2 уровня: единства и разделенности, множественности. Соответственно, в работе евреев с миром есть 2 уровня: (1) работа с миром исходящая из разделенности, множественности в Торе и евреях и (2) работа с миром исходящая из единства в Торе и евреях.
9. Уровни единства и разделенности в Торе:
— Тора — единство. «Одна Тора», единая мудрость единого Б-га, и
— Заповеди — множественность. 613: 248 положительных и 365 отрицательных приказов, определяющих поведение человека в мире, поскольку существование человека и мира множественно, разделено на 613.
В самой Торе:
— Раскрытая Тора — множественность. «60 трактатов», объясняющих частности законов запрета и разрешения, осквернения и чистоты, т.д., направленные на переборку мира.
— Внутренняя Тора — единство. Объясняет идеи Б-жественности.
Подобие этому в евреях:
— Единство между евреями — со стороны души, на уровне которой все одиниково «годны».
— Разделение — со стороны тел, — направлено на переборку мира.
В самой работе души:
— Разделенность — на уровне «частных сил» души (интеллект, эмоции).
— Единство — на уровне сущности души, которая выше разделения на частности. Ее раскрытие влечет битуль и отсутствие ощущения собственного существования.
Хидуш: несмотря на то, что работа с миром ведется, в основном, на уровне разделенности, необходимо, чтобы она происходила также исходя из единства в Торе и евреях. Именно тогда преобразование мира происходит полным образом, когда привлекается в мир уровень Б-жественности, который выше мира, вплоть до простого Единства [Сущности].
10. Эти 2 способа переборки мира намекаются отправкой разведчиков Мейше и Еэйшуа:
— Разведчики Мейше: 12 человек, по одному из колена, отправленные обследовать все 12 уделов. — Разделенность. Их отправление исходит из аспекта разделенности в евреях и Торе: «по твоему разумению [לדעתך]». «Даас», включающий и предшествующие и следующие за ним сфирейс — частные силы души, находящиеся в состоянии разденности (см.п.9). Намекает на спускание и одевание Торы в «даас» человека, когда в Торе осуществляется идея множественности.
— Разведчики Еэйшуа: 2 человека, отправленные разведать только Ерихо — «замок Земли Израиля», включающий всю Землю. — Идея единства, которая выше разделенности. Разведчики были отправлены по приказу, через «принятие ига Царства Небес» и битуля души, равной у каждого еврея, не со стороны частных разделенных сил души («даас»).
Двое разведчиков Еэйшуа, — поскольку в работе, основанной на «принятии ига…» есть только деление на 2 направления: приказ или запрет. В посланничество шли не главы колен, а просто «люди», поскольку идея «принятия ига…» имеется у каждого еврея в равной мере. Был иотправлены «тайные разведчики», поскольку служение исходящее из «принятия ига…» и битуля просиходит скрытно («Скрытно ходи с Б-гом твоим»).
[Продолжение следует (?)].