Ноах. Краткое содержание.
1. Суббота «Ноах» — общая, являясь первой Субботой, в которую завершается работа 6 дней следующих за Субботой «Брейшис». — Из Субботы «Брейшис» благославляются все будние дни наступающего года, будучи включенными в дни следующей за ней недели. В Субботу «Ноах» работа этих дней достигает полноты. Т.о. Суббота «Брейшис» включает в себя Служение всех дней года в потенциале, а Суббота «Ноах» — в действии. — Ее названием «Ноах» подчеркивается совокупная идея Субботы: «ונח ביומא שביעאה», покой, прекращение работы.
2. Творение и существование мира — общая тема, объединяющая 2 упомянутых главы, которой подчеркивается достоинство главы «Ноах»:
— В «Брейшис» говорится о самом Сотворении, полноте Творения, как оно исходит от Б-га. Поэтому, когда мир перестает соответствовать воле Б-га, он не может существовать. Речь идет о мире, как он определен высшим намерением, о потенциале.
— В «Ноах» говорится об обещании Б-га [не уничтожать, но] продолжить существование мира. Говорится о полноте самого мира: даже когда он находится в низком состоянии, возможно его преобразовать и очистить (благодаря тшуве). Поэтому Б-г заключает с Ноахом союз. Благодаря его работе по переборке мира, выполняется то, ради чего творился мир: создается «жилище в нижних». Главой «Ноах» подчеркивается состояние мира, каков он, благодаря работе человека, практика.
3. Благодаря практике Служения («Ноах») достигается прибавление к состоянию осуществленному Творением («Брейшис») — «А Ноах нашел милость в глазах Б-га»:
— Творение осуществляется именем «אלקים», указывающем на уровни Б-жественности соотносимые с миром; именем «הוי’», как оно одевается в «אלקים». В творениях раскрывается только имя «אלקים».
— Хидуш, появившийся, благодаря работе Ноаха: «מצא חן בעיני היו’», — раскрытие в мире имени «הוי’», которое выше мира, вплоть до того, что видно, что «הוי’ — это אלקים». Благодаря этому в само имя «הוי’» привлекается еще более высокий уровень и т.д.
4. Это намекается содержанием главы,
1) Тем, что мир, согласно обещанию Б-га, должен функционировать неизменным образом («לא ישבותו»): В неизменности функционирования мира раскрывается сила, возвышающаяся над миром.
2) «Радуга в облаке»: также облако, поднимающееся с Земли становится чистым настолько, чтобы отражать Солнце («שמש הוי’»).
Тем, что [неизменность] существования мира подчеркивается радугой, намекается на то, что в существовании мира раскрывается осуществляющая его сила — имя «הוי’».. т.д… вплоть до силы Сущности. Становится различимым в сотворенном существовании, что его бытие — Истинное Существование.
5. То же намекается главой «Лех-Лехо»:
«Лех-Лехо» — истинный переход с предыдущего уровня на уровень с ним несопоставимый. Благодаря этому раскрывается истинное достоинство «выходящего» («אראה.. אותך בעצמך»). — Благодаря практическому Служению, раскрывается истинное существование каждого из евреев. То, что в каком бы состоянии он ни находился, он связан с Б-жественностью, преобразует и очищает мир и привлекает Б-жественность в мир.
Благодаря этому происходит «Лех-Лехо» и в Б-жественности. — Раскрывается истинное единство Б-га: «הוי’ הוא האלקים», — то, что истинное существование «אלקים» — это «הוי’», которое выше мира.
6. В свете вышесказанного ясно, что Суббота «Ноах» — подходящее время для честного самоотчета по поводу практического Служения в наступившем году, который тогда должен осуществляться образом, соответствующим содержанию этого Служения: раскрыть в мире уровень Б-жественности, превосходящий мир, «הוי’ הוא האלקים».
Это подчеркивается служением следующей за самоотчетом тшувы: «עד הוי’ אלקיך», — образом, когда «הוי’» становится «אלקיך» т.д. Благодаря этому самоотчет также поднимается на более высокий уровень.
7. «Презумпция кошерности» не действует в отношении себя самого. Время от времени необходим самоотчет и принятие решений, а главное — практическое исправление и восполнение («действие — это главное») того, что необходимо исправить и восполнить.
Несмотря на то, что «основная тшува — то, что в сердце», тшувы касается и практическое исправление. «Помысел о тшуве» моментально делает человека праведником, поскольку подразумевает практическое продолжение.
Это максимально подчеркнуто тшувой в области межчеловеческих взаимоотношений, где Б-г не прощает, пока обидчик не возместит нанесенный им ущерб. То же, в отношении «невозвращенного» приветствия [см. подробней в беседе].
При таком способе самоотчета, когда человек просматривает свои поступки и старается их исправить практически, во время этого процесса он находится в ограничениях частностей своих поступков. Однако есть более высокий способ. — Подняться на совершенно другой уровень, полностью погрузиться в молитву и Тору, и тогда неугодное само собой исчезнет. Впрочем, в таком случае, не подчеркнуто исправление отдельных поступков, поскольку человек ими не занимается. — Истинная полнота — в объединении этих двух способов: занятие исправлением частных поступков, объединенное с поднятием на более высокий уровень. Привлечение этого уровня внутрь ограничений отдельных поступков, наподобие привлечения и раскрытия «הוי’» в «אלקים».
Это также устраняет горечь, следующую из самоотчета, поскольку тогда человек ощущает, в основном, не недостатки, а поднятие [см. подробней в беседе]. Говоря глубже, он чувствует, что целью спускания была полнота, достигаемая благодаря тшуве. То, что таким образом практически раскрывается связь еврея с Б-гом также в низком состоянии, наподобие полноты имени «הוי’», когда оно привлекается и практически раскрывается также в цимцуме и спускании имени «אלקים». Таким образом тшува совершается в радости и наслаждении.
8. То же подчеркивается содержанием главы «Ноах» — субботним Служением — субботним покоем и отдыхом. Идея Субботы: «שבת להוי’ אלקיך» — имя «הוי’», привлекается и раскрывается в имени «אלקים» [см. подробней в беседе]. Это подчеркивается также Служением тшувы Субботнего дня («שבת» — «תשב») — «высшей тшувой», которая происходит в великой радости, поскольку осуществляется не образом занятия негативным и исправления неугодного (образом «нижней тшувы»), а образом поднятия на более высокий уровень, благодаря занятию Торой в полноте, образом слияния, объединения, полного подчинения и сокрытия собственного существования Торой, наподобие положения «Будущего»: «…как вода скрывает море».
В Субботу «Ноах» тшува в радости подчеркнута в максимальной степени, поскольку выходят из Тишрей, переполненного праздниками т.д. [см. подробней в беседе], поэтому радость подчеркнута более (также в «нижней тшуве», предшествующей Субботе).
9. Особая подчеркнутость вышесказанного в этом (5752) году:
Поскольку предыдущий Ребе свидетельствовал, что закончена вся работа, т.д. [см. подробней в беседе], — выводом самоотчета должно стать то, что моментально должно практически наступить Освобождение истинное и полное.
То, что человек знает, что в нем есть, что исправлять, — этому не противоречит, поскольку Служение совокупности евреев, которое было необходимо, чтобы достигнуть полноты Освобождения, закончено и завершено, и нет никакого объяснения задержке Освобождения. Сейчас недостаток — это личное дело человека. Его, без сомнения, надо исправить, но он никак не убавляет от завершенности и полноты совокупного Служения евреев. Поэтому и исправление его легче и происходит в радости от осознавания, что моментально наступает Освобождение.
Еврейский народ — цельное тело, находящееся в полноте. Чей-то личный недостаток сегодня — небольшое внешнее легко легкоизлечимое недомогание частного органа [см. подробней в беседе].
Если во времена предыдущего Ребе говорилось такое [см. начало пункта в оригинале], тем более спустя более 40 лет «Б-г дал вам сердце знать, глаза видеть и уши слышать». Тем более в 5752 году, приходящем вслед за «годом, когда покажу ему чудеса» — «году чудес во всем» [см. подробней в беседе]… Без сомнения уже закончились все пределы, и уже сделали тшуву, и сейчас все зависти только от самого Мошиаха, праведника нашего!
10. В связи с говорившимся о самоотчете и в связи с Освобождением, надо побудить к прибавлению и особой тщательности и украшению в области выполнения обряда освящения Луны.
Неизменное существование мира («לא ישבותו») зависит от движения Солнца и Луны, подчиняющегося уставу, данному им Б-гом в начале Творения. Это включает обновление Луны, которое мы благословаляем.
«Каждый, кто вовремя благославляет месяц, как будто встречает Шхину», — поскольку обновление Луны — знак, что евреи в будущем, обновившись, будут восславлять своего Творца, встречая Шхину. Это же причина упоминания короля Довида, царство обновится, подобно Луне. [И см. подробней в беседе]
11. На языке Торы Каболы и Хасидизма:
Луна указывает на «малхус», «не имеющий ничего собственного», и получает свет от Солнца, «Зейр-Анпин», «שמש הוי’», откуда проливается раскрытие имени «אלקים» — «שמש ומגן — הוי’ אלקים». Т.о. изменения в свете Луны указывают на то, как привлекается и раскрывается имя «הוי’» в имени «אלקים». В будущем, когда изъян Луны будет восполнен, она не будет уменьшаться, и ее свет будет как свет Солнца: «הוי’ הוא האלקים».
Освящение Луны намекает на совокупность наших действий и Служения на всем протяжении времени изгнания («уменьшения Луны»), благодаря которым мы приходим к Освобождению («обновлению Луны»). Это работа, направленная на то чтобы даже в нижнем мире, где Б-жественность скрыта, благодаря сотворению мира именем «אלקים», привлекся и раскрылся свет имени «הוי’», благодаря чему мир станет жилищем для Сущности, и осуществится «נייחא דרוחא [душевный покой]», поскольку воля Б-га станет осуществлена.
12. Отсюда понятно, что когда по завершении первой недели работы в мире в 5752 году совершают честный самоотчет и приходят к выводу, что все зависит только от самого Мошиаха, праведника нашего, это должно выразиться в дополнительной тщательности и украшении обряда освящения Луны: стараться, чтобы оно происходило в красивых одеждах, на улице, при большом стечении людей, также в местах, где пока не следили за этим (посокльку живут среди неевреев). Следить за временим освящения Луны [см. подробней в беседе]. Еще и главное: освящение Луны ради того, чтобы поторопить приход Мошиаха, прибавив в области требований и просьб об Освобождении, как говорится в завершении текста освящения Луны.
13. Пусть будет угодно, чтобы еще до освящения Луны месяца Мар-Хешван [см. подробней в беседе] осуществился приход Мошиаха в буквальном смысле моментально и сразу. И попросту: чтобы моментально осуществился приказ «Иди… в Землю, которую Я тебе покажу» [см. подробней в беседе]. «הוי’ הוא האלקים»! В наступившем году — в Иерусалиме!