Лех-Лехо. Краткое содержание.
1. «Лех-Лехо» — общая и фундаментальная глава, поскольку в ней начинается период нашего праотца Авроома, первого еврея: приказ выйти из своей земли, переход Авроома в Землю израиля, обещание отдать ему и его потомкам Землю, заповедь обрезания. Обещание Земли и обрезание — первые вещи, описываемые Торой в Служении Авроома. В них находит выражение общее содержание Торы и еврейства.
2. С Авроома начались «2000 лет Торы», подготовка к дарованию Торы, — в особенности, начиная с «Лех-Лехо». Поэтому основное его жизнеописание в Торе начинается с этого момента.
Надо понять практическое указание, содержащееся в «Лех-лехо» для евреев после дарования Торы:
Надо жить заново с содержанием недельной главы каждый раз, когда она читается, поскольку тогда пробуждаются заново вещи, о которых говорится в главе, и даже с большей силой. То же касается «Лех-лехо». Да еще и после всех ежедневных и ежегодных поднятий в даровании Торы: «…дающий Тору» —в настоящем времени, «каждый день пусть будут в твоих глазах новыми», «в Святости [только] поднимаются», — В чем идея подготовки к дарованию Торы после дарования Торы («Лех-лехо»)?!
И невозможно сказать, что это относится к евреям, не обладающих связью со Служением «Дарования Торы». — Таких нет.
3. Это и есть то, что требовалось доказать: поскольку Дарование Торы наличествует ежедневно, ежегодно, на все более высоком уровне, — постоянно есть нужда в подготовке к Дарованию Торы — «Лех-лехо». (Это подчеркивается идеей «…каждым речением вылетала из них душа …возвращал ее росой» [см. подробней в беседе]). Более глубоко: необходимость Служения «Лех-лехо» связана с тем, что «Лех-лехо» касается сути полноты дарования Торы на каждом ее уровне.
4. В качестве предварения: после того, как Авроом приобрел Землю Израиля, затем она была захвачена евреями в дни Еэйшуа и еще раз в дни Эзры, — в чем [актуальный] смысл рассказа о выхождении Авроома, отправлении его в Землю и наделения его Землей Израиля? (Этот вопрос усиливается в последних поколениях, когда находятся ближе к завершению работы).
5. Объяснение:
При заключении союза, Б-г отдал Авроому одновременно все 10 земель, хотя практически — дал только 7 из них, а 3 станут наследием евреев в Дни Мошиаха. (Даже если сказать, что в отношении 3 земель было дано лишь обещание, от овладения ими зависит полнота захвата Земли Израиля). Сейчас, как и прежде, пока не захвачены оставшиеся 3 земли, недостает полноты приобретению Земли Израиля (также 7 земель). Также и ситуация «все жители ее на ней» обладает изъяном все время, пока не наступило Освобождение, и все колена, а также все евреи всех поколений не поселились в Земле Израиля.
6. Отсюда понятно, какое практическое значение имеют “Лех-лехо” и приобретение Земли сегодня: все время, пока практически не получены в Освобождении земли Кейни, Книзи и Кадмейни, мы находимся в процессе приобретения Земли и требуется “Лех-лехо” — чтобы все евреи, включая евреев всех поколений, отправились в Землю и приобрели ее полностью. И поскольку «буду ждать его каждый день», — евреи во всех поколениях ожидали этого.
Нашего поколения и в настоящее время это касается особо. В ситуации, когда, согласно сообщению Предыдущего Ребе, уже закончились все пределы, совершили тшуву и начистили пуговицы, и, согласно всем признакам, это поколение — последнее поколение изгнания и первое — Освобождения, время побуждает к тому, чтобы начать практические приготовления к выходу из изгнания “Лех-лехо” и приобретению Земли в полноте. Хидуш этого приобретения будет заключаться в том, что эти 3 земли будут получены приятным и мирным путем, поскольку в Дни Мошиаха не будет войны, народы отдадут их евреям по своей доброй воле.
7. “Лех-лехо” — подготовка к дарованию Торы. Полнота дарования Торы — «Новая Тора от Меня выйдет», — произойдет в Освобождении (когда наступит полнота Земли — все 10 земель). Сейчас мы находимся на этапе подготовки — «Лех-лехо [выйди]» — навстречу этому. Т.е. «Лех-лехо» касается не только подготовки к ежедневному восприятию Торы на новом уровне, но является подготовкой к принятию «Новой Торы», совершенно несопоставимой с тем, что было до этого.
8. Связь 10 земель с Дарованием Торы (и подготовкой к ней — «Лех-лехо»):
Назначение Дарования Торы заключалось в отмене разрыва между «верхними» и «нижними»: творения получили возможность объединяться с «верхними»; превращать материальные предметы в «объекты Святости [חפצא של קדושה]», вплоть до создания «жилища в нижних» — Сущности.
Эта идея началась с приказа Авроому и его действий «Лех-лехо…», а в особенности с выполнения заповеди обрезания. Также до «Лех-лехо» Авроом служил Б-гу высочайшим образом [см. подробней в беседе]. Но об этом периоде (до «Лех-лехо») практически не рассказывается в Торе, поскольку тогда Служение Авроома было отдельным от мира. Совершив «Лех-лехо», он вышел полностью из ограничений прежнего Служения — аннулировал разрыв между верхними и нижними и начал их соединение, выполняя приказ Б-га. Его выходом из своей земли и отправлением в Землю, которую Б-г показал ему, в Земле («нижних») раскрылась его истинная суть («верхние»).
9. Хидуш «Лех-лехо» в том, что Авроом не удовлетворился Служением предшествовавших 75 лет, но вышел в дорогу. Тогда было открыто Служение «выхождения [лех]» — полное оставление предыдущего уровня и переход на уровень с ним совершенно несопоставимый. [О том, как это реализовалось в жизни Авроома — см. подробней в беседе].
Это также объясняет, почему раздел «Лех-лехо» — в Торе — третий, намекающий на объединение верхних («Брейшис») и нижних («Ноах»).
10. Способность осуществлять заповеди после Даровании Торы так, чтобы пронизывать Святостью материальные предметы, происходит из выполнения заповедей праотцами. В особенности, из обрезания Авроома, — заповеди, которая подобно «современным» заповедям освятила материальный орган так, что Святость осталась в этом органе. Эта заповедь связывает остальные заповеди праотцов с нашими.
Одна из причин, почему именно обрезание Б-г избрал, в качетсве такой заповеди, — поскольку ею союз с Б-гом запечатлевается на теле еврея. Она превращает наиболее грубоматериальный орган в предмет Святости, раскрывающий миру союз евреев с Б-гом. Это еще более раскрывает победоносность Б-жественности, способной проникнуть также в это место. Именно благодаря этой заповеди Авром был переименован в Авроома. — Она дает возможность «перебрать»оды мира и самый низ мира так, чтобы и там светило раскрытие Б-жественности, вплоть до «И будет Б-гу принадлежать Царство» в Освобождении истинном и полном.
11. Связь между объединением верхних и нижних в даровании Торы и получение Авроомом и его потомством Земли Израиля:
Земля Израиля была дана Авроому, чтобы он и его потомки превратили ее в жилище для Б-га. Захват земли — выражение полноты работы по объединению верхних и нижних (идея Дарования Торы). Поэтому полнота заповедей Торы — именно в Земле Израиля. Передача Земли дает силы для полноты выполнения заповедей, воздействующих на материальность.
«Лех-лехо», обрезание, приход в Землю и передача Земли Авроому, — один процесс дающий силы на подготовку к объединению верхних и нижних, осуществившегося при даровании Торы, и началу его. (Обрезание выражает полноту «жилища в нижних» в теле человека. Земля Израиля — в области доли человека в мире).
12. Практические выводы:
Постоянно требуется работа «Лех-лехо», как подготовка к раскрытию Дарования Торы. Тем более, когда речь идет о высочайших раскрытиях освобождения истинного и полного. Именно благодаря полноте «Лех-лехо» и полноте приобретения Земли Израиля, осуществится полнота выполнения Торы и заповедей и объединения верхних и нижних. Таким образом, все время, пока мы находимся до освобождения, приказ «Лех-лехо» и полное приобретение Земли Израиля касаются практики, в качестве подготовки к полноте Торы и заповедей, «Новая Тора от Меня выйдет» (кроме того, что это касается подготовки к «ежедневному» Дарованию Торы, что будет актуально и после Освобождения).
13. Объяснение — в т.ч. на внутреннем уровне:
Внутренний смысл захвата Земли Израиля: переборка «мидейс» (7 земли) и работа с тремя аспектами мозга (3 земли). В настоящее время евреям принадлежат только 7 земель, потому что работа, в основном, идет в области «мидейс». В будущем, по достижении полноты этой работы, Служение в области разума станет самостоятельным. Оно будет направлено на объединение с Б-жественностью, благодаря объединению разума с Торой, благодаря чему раскроется, что евреи, Тора и Б-г — в абсолютной степени одно. — Полнота работы (также с 7 «мидейс») достигается только тогда, когда есть все 10 сил («…ובכל נפשך») [см. подробней в беседе]. Подготовка и силы на это и начало этого берутся из приказа «Лех-лехо» и передачи всех 10 земель Авроому в нашей главе, что включает полноту Служения и Торы,.. вплоть до Пятидесятых врат постижения. И вместе с этим высоким раскрытием, данная вещь будет привлечена в весь мир, вплоть до этого нижнего мира («ק», «ים מכסים»).
14. Практические указания из вышесказанного:
На каждом еврее лежит обязанность «Лех-лехо» в Торе — делать хидушим. Даже если он очень много учился, в бесконечной Торе всегда есть возможность прибавить.
Продвижение и хидуш должны быть истинными, несопоставимыми, такими, чтобы он полностью оставлял свое прежнее место, даже привычки со стороны Святости, прежние хидушим, — пока не придет к «Земле, которую я покажу тебе», не раскроет также свои скрытые силы, не только 7 «мидейс» и разум, как он к ним относится, но и разум по сути. Настоящий хидуш («Лех-лехо»), когда он раскрывает сили, о существовании которых не знал никто, включая его.
То же относится к работе «…и поставьте множество учеников», включая организацию общественных уроков в Шабос [см. подробней в беседе].
Все это подчеркнуто еще более в нашем поколении, в котором «Лех-лехо» и приобретение Земли Израиля подчеркнуты в особой степени. Это должно отражаться в соответствующей работе еврея: прибавление в Торе, соответствующее 3 аспектам разума, как они сами по себе [ג’ מוחין בעצם].
15. Пусть будет угодно, чтобы, благодаря прибавлению в Служении — «Лех-лехо», моментально исполнилось по простому смыслу «Лех-лехо». Вместе с тем, у нас есть полнота десяти сил души, а вместе с тем, и это главное, — раскрытие «Новой Торы, [которая] от Меня выйдет», вплоть до того, что это распространяется на весь мир: «Наполнится Земля знанием б-га, как вода покрывает море». И также народы мира: «Не будет заниматься весь мир ничем иным…», и наподобие этому минеральная, растительная и животная природа. И также во всех мирах произойдет раскрытие мира Ацилус…
И от «Лех-лехо» сразу приходят к «Ваейро [И явился ему Б-г…]» и полноте этого в Освобождении истинном и полном.
Сразу и моментально, в буквальном смысле этих слов.