Исрей. Содержание.
1. 10 Речений записаны в Торе дважды: в «Исрей» и в «Воэсханан». Надо понять содержание этих двух изложений, в особенности потому, что эти «речения» — основа и фундамент всей Торы, включают всю Тору, — выражают 2 некоторые идеи в Торе, в целом.
Предположимо, что те текстовые отличия, которые имеются между «первыми» и «последними» речениями, являются следствием общей разницы между ними.
2. Общая и простая разница: «первые речения» в «Исрей» произносятся самим Б-гом, «вторые» же являются частью слов Мейше, его повторения Торы. Поскольку Тора несет в себе вечное указание, понятно, что эти два способа произнесения 10 речений есть во всех идеях Торы и в Служении еврея по изучению Торы и выполнению заповедей во все времена. А поскольку слова Торы каждый день должны быть в глазах еврея новыми, это должно присутствовать в Служении еврея ежедневно.
Тогда нуждается в объяснении: что прибавляет произнесение речений Мейше к первому произнесению их Б-гом?
3. Объяснение:
В Торе есть 2 ступени:
(а) Тора, с точки зрения ее самой, «скрытая драгоценность, хранимая для Тебя… до того, как был сотворен мир», мудрость и воля Б-га, вплоть до того, что «Тора и Б-г — в абсолютной степени одно».
(б) Потом Тора спускается, одевается в материальные вещи, т.д., передается евреям именно вниз, на Землю, «не на Небесах она». Евреи, будучи душами в телах, должны учить ее, совершать выводы, т.д., пользоваться Торой и заповедями для создания «жилища в нижних».
4. Из этих двух ступеней следуют 2 идеи, которые должны наличествовать в изучении Торы:
(а) Понимание, что Тора — мудрость и воля Б-га и выше всех идей мира, включая человеческий разум. Это выражает битуль изучающего к Б-гу. И до изучения (Письменной Торы) он должен произносить благословение, даже если он не понимает смысла произносимых слов. «Ответит язык мой речению Твоему», «Г-сподь, открой мои уста…» т.п., — речь человека — речь Б-га, наподобие «Шхина говорит из его горла». — Поэтому ощущения человека при изучении Торы могут быть такими же, как при Даровании Торы.
(б) Знание того, что Тора дана именно вниз, на Землю душе в теле. Это раскрывает еврею, что должно наличествовать существование человека, чтобы он учил Тору и старался понять ее своим разумом. «…называется его именем». Еврей становится «хозяином» над Торой.
5. Отсюда следуют 2 идеи в создании Б-гу, благодаря Торе и заповедям, «жилища в нижних»:
(а) Чтобы было «жилище Ему, благословенному». Для этого нужна Тора — «Тора и Б-г — в абсолютной степени одно», которая произведет привлечение и раскрытие Сущности.
(б) Чтобы было существование «нижних» и еврея — души в теле, существующего вместе с Торой, как она спустилась в «нижние», ведущего себя соответственно «нижним», для того, чтобы благодаря использованию рамок «нижних» создать «жилище». — Для того, чтобы создать жилище, надо поселиться в данном месте, вести себя согласно его законам и обычаям, т.д. [см. подробней в беседе].
6. Сила на последние 2 пары идей приходит из двух речений:
— «Первые речения» наделяют евреев битулем, «…как отвечающий за говорящим», «לאמר» [см. подробней в беседе], — сделать жилище Сущности.
— «Последние речения» дают еврею силу, будучи душой в теле, изучать Тору с пониманием и постижением человеческим разумом, создавать «жилище в нижних», как в самих евреях, так и в мире [см. подробней в беседе], — создать жилище в нижних.
7. Оба «комплекта» речений нужны, поскольку в обоих есть особое достоинство:
— «Первые речения». — раскрытие речений из Сущности без каких бы то ни было посредников, даже Мейше [см. подробней в беседе]. Но восприятие речений в этом случае происходило через «битуль бимциюс», и для получения последующих (после 2 первых) речений потребовался Мейше. «Жилище Ему, благословенному…»
— «Последние речения». — Спустились на уровень сопоставимый с евреями так, чтобы их собственное существование смогло их воспринять. Но это — благодаря тому, что речения приходили к евреям, претерпевая некоторое изменение. «…в нижних».
Более частным порядком, в «жилище Ему, благословенному…» есть 2 уровня, которые осуществляются вышеупомянутыми двумя способами:
— Когда создают «жилище Ему», — это «жилище», остающееся в рамках «нижних», отдельное от Него, не Он сам. — Как речение исходит благодаря Мейше. — Жилище, как оно осуществляется благодаря Мейше.
— Когда происходит дополнительное к «жилищу Ему, благословенному», и сама Сущность «целиком» находится в раскрытии.
8. Полнота — в совмещении обоих достоинств: раскрытии Сущности, как она есть, сыновьям Израиля, как они являются душами в телах в нижних и получают раскрытие внутренне, не за счет битуля. То есть, что «жилище в нижних» не аннулируется, а становится каналом для раскрытия «речения Б-га» от самой Сущности. — Это происходит благодаря тому, что еврей учит Тору снизу образом «Ответит язык мой речению Твоему», «Еврей и Б-г — в абсолютной степени одно». Этим еврей добивается того, что существование мира становится не отдельным от проживающего существованием, а раскрывает речение Б-га, вплоть до раскрытия Сущности, находящейся в мире
Причина нужды в обоих речениях, хотя первые из них — выше, — то, что благодаря произнесению «последних» образом «לאמר», евреи могут раскрыть полноту достоинства «первых речений» в «לאמר» каждого еврея внизу. Достичь того, что изучения Торы евреем всегда и повсеместно будет «в буквальном смысле словом Б-га, сказанном Мейше с Синая», — благодаря чему осуществится «…в страхе и ужасе», как это было в даровании Торы.
9. Отсюда — связь со временем, на которое выпадает эта Суббота: с 20 числом 11 месяца (Швата), — через 10 дней после 10 Швата и с 22 Швата («днем прославления» Ребецн), который благославляется из этой Субботы:
11 месяц связан с раскрытием «11 дней от Хейрева» — «Я — Вс-сильный, Б-г твой», «Ты один, но не счетом», — «кесер» и вплоть до сущности, которая выше «сейдер ишталшелус».
10 Швата — то, как «11»привлекается в «10» — «сейдер ишталшелус», привлечение «окружающих» светов во «внутренние силы», наподобие объединения двух типов речений.
Это еще более высоким образом раскрывается в 11 день 11 месяца, когда раскрытие «11» имеется, как с точки зрения числа месяца, так и с точки зрения дня месяца. И поскольку это происходит после 10 числа, в этом есть и достоинство привлечения внутренним образом. Это подобно произнесению «первых» речений после «последних».
Когда Суббота «Исрей», когда читают 10 речений, выпадает на 20 число — по числовому значению «кесер» — 11 месяца, — ступень «кесер» в «11», — это подчеркнуто в особой степени.
Отсюда приходят к 21 — «Только [אך] благо евреям», 11 дней от 10 числа 11 месяца. И это канун 22 числа, — 11х2, «Тобой [בך] благославится Израиль», соответствует 22 буквам Торы, благодаря которым все идеи и благословения привлекаются на внутренний уровень («בך» — в тебя).
10. Связь с главой «Мишпотим»:
«И это законы…» — «Как первые с Синая, так и эти с Синая». — Также заповеди, понимаемые разумом («мишпотим»), связанные с рамками «нижних», — с Синая, из Сущности Б-га («И говорил Б-г…»), — «Как тогда в страхе… так же здесь…». И это, как намекает язык стиха, должно быть передано евреям на внутренний уровень [см. подробней в беседе].
11. урок из этого сегодня, на пороге Освобождения:
«Как тогда… также здесь…» — В каждом поколении у евреев есть силы осуществить «И говорил Б-г все эти вещи…» точно так, как это было при Даровании Торы. Эти силы даются из объединения двух речений. Так повторяется постоянно. в каждом поколении благодаря его «Мейше», и на все более высоком уровне. Тем более, в нашем поколении, когда видят в раскрытии, что «Мейше в поколении» связан с раскрытием и объединением «10» и «11», вплоть до «11» с «11».
В особой подчеркнутости это, поскольку наше поколение — последнее поколение изгнания и первое — Освобождения. Особенно в последнее время, когда говорилось, что уже все закончили, и необходимо только Освобождение на практике: раскрытие «10» вместе с раскрытием «11», — Сущности.
«מיד [сразу]» — аббревиатура: «Мейше», «Исроэл (БеШТ)», «Довид (Король Мошиах)». — Указывает на связь «первого» поколения с «последним», благодаря раскрытию Хасидизма Баал Шем-Това и Ребе, которые встали на его место. И, в соответствии со смыслом слова «מיד», речь идет о них, как они вместе в каждом поколении.
В нашем поколении, когда есть раскрытие всех троих: «מיד» — «Мошиах», «Ейсеф-Ицхок», «דורם [их поколение]»; «Мейше в нашем поколении» — аспект «10», раскрытие им источников Хасидизма Баал Шем-Това, «первый, он же последний освободитель» — Довид, Король Мошиах.
Они соответствуют:
— Баал Шем-Тов — раскрытие скрытого в Торе — «первые речения» — «11».
— Мейше — «последний речения» — «10».
— Мошиах — объединение «10» и «11», то, что выше «первых речений», «11 дней от Хейрева», «Новая Тора», исходящая от Сущности.
12. Практический урок для каждого в этом поколении:
Указание из «И говорил Вс-сильный…» обращено к каждому лично. Как Дарование Торы повлияло на все времена, — читая эту главу, надо выучить добрые решения, касающиеся практики, на протяжении всех дней и недель после этого, в особенности в связи с идеей «10» и «11». Как все евреи объединились перед Дарованием Торы, так каждый еврей должен собрать воедино 10 сил своей души, сделать из них «общину», которая будет служить Б-гу десятью своими «внутренними» силами («10») и также «окружающими [מקיפים]» силами («11»). — «Всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всем твоим מאד».
— Прибавить в изучении Торы «в страхе и в трепете, т.д.», зная, что он изучает Тору, в соответствии с 10 силами своей души, и одновременно — говорит «в буквальном смысле слово Б-га, которое было сказано с Синая»!
— Каждый должен принять решение повлиять в ближайшие дни на 10, по крайней мере, евреев во всех вопросах Торы и заповедей. И влиять всеми — и «внутренними», и «окружающими» — силами души.
Это относится ко всем, а особенно к тем, кто находится сейчас здесь, в синагоге главы поколения, «малом Святилище» [см. подробней в беседе]. И благодаря тому, что находящиеся здесь показывают живой пример тому, как надо следовать указаниям главы нашего поколения, влияние и жизненность привлекаются из этого дома к евреям на всех краях мира, вплоть до всего мира, в целом.
И главное, что моментально и сразу, в буквальном смысле, практически приходит Освобождение. И эта синагога вместе со всеми синагогами и т.д., со всеми евреями, поднимаются в нашу Землю-Святыню, т.д.