Хукас. Краткое содержание.
1. День еврейского, основанного на Торе календаря составлен из двух идей: это некоторый день недели и некоторый день месяца. В нашем случае: седьмой день недели (Шабос) и 10 день месяца (Таммуз).
Дни недели связаны с движением Солнца. Дни месяца связаны с движением Луны. Это не случайно. В этом находят отражение два способа, которыми Б-г творит и управляет миром. Отсюда еврей может вынести урок в Служении Б-гу.
Суббота нед.главы «Хукас», 7 Таммуза. — Урок несут в себе числа дня недели и месяца порознь, их сочетание, отношение их к недельной главе и месяцу и благославляющимся из этого дня датам: празднику освобождения предыдущего Ребе — 12-13 Таммуза и 17 Таммуза, а главное — к Освобождению истинному и полному, актуальнейшему ныне событию.
2. Принципиальная разница между днями недели и днями месяца:
— Дни недели не зависят от действий человека, установлены свыше. Были с самого начала Творения.
— Дни месяца зависят от установления еврейского суда. Заповедь освящения месяца была дана только после выхода из Египта, является началом специфически еврейского Служения, которое выше Творения.
С точки зрения духовной:
— Дни недели относятся к Творению, как оно в полноте было сотворено Б-гом («עולם על מילואו נברא»). — Полнота «תולדות [порождений]» Небес и Земли (полное написание слова «תולדות» в стихе: «אלה תולגות השמים והארץ בהבראם»).
—Дни месяца относятся к прибавлению и хидушу, осуществляющемуся в мире, благодаря работе человека «אשר ברא אלקים לעשות - לתקן»), вплоть до «новых Небес и новой Земли» в Освобождении истинном и полном. — Полнота «תולדות [порождений]» Переца (полное написание слова «תולדות» в стихе: «אלה בולדות פרץ») — Мошиаха, полнота, которая выше полноты «порождений Небес и Земли».
С точки зрения корня этих идей:
— Источником недельного цикла является Б-жественность соотносимая с миром.
— Источником месячного цикла является Б-жественность, которая выше мира.
3. Это в особой степени отражается в отличии между днем недели и числом нынешнего дня: 7 и 10.
— 7. Указывает на полноту Творения, созданного за 7 дней, корнем которых являются 7 «эмоциональных качеств», — уровень Б-жественности творящий мир и одевающийся в мир. 7 земель, захваченные евреями ранее, — работа по очищению и исправлению эмоциональных качеств.
— 10. Укаызвает (также) на уровень Б-жественности, который выше мира — 10 сфирейс, включающие аспекты «разума», которые выше (в т.ч. того, чтобы быть источником для) мира. Раскрытие этого уровня происходит благодаря работе человека, который дополняет творение раскрытием 3 аспектов «разума». 3 земли, наследуемые евреями при Освобождении, — работа по очищению и исправлению аспектов разума, как он не связан с эмоциями, абсолютная полнота Служения.
4. Две идеи: 7 и 10 связаны с тем, что в самом Творении содержатся эти 2 уровня:
— В Письменной Торе говорится, что мир был сотворен за 7 дней.
— В Устной Торе говорится, что мир был сотворен «10 Речениями»
Это соответствует подобному отличию между Письменной и Устной Торой:
—Письменная Тора дана свыше, и человек не может ничего к ней прибавить. С точки зрения этого уровня Торы, полнота мира осуществляется образом «7». Это дает силы на изменение 7 эмоциональных качеств, раскрытие уровней Б-жественности, соотносимых с рамками мира.
—Устная Тора раскрывается, в основном, за счет работы еврейских мудрецов, которыми было открыто множество законов и деталей законов, касающихся 613 заповедей. Поэтому в ней подчеркивается идея «10 (Речений)». Со стороны работы снизу согласно Устной Торе, — в мире видят аспект «10». Это дает силы для работы своими силами — раскрыть в мире оплностью аспект «10», вплоть до «полноты порождений Переца».
5. Каждая из этих двух идей обладает своими униклаьными достоинствами:
— «7» (неделя). — Изначальная полнота Творения такого, как его сотворил Б-г, в т.ч. полнота раскрытия Б-жественности в самом Творении, Б-жественность одевается в Творение внутренним образом.
— «10» (месяц). — Производит (благодаря работе человека) раскрытие Б-жественности, которая выше ограничений мира и свята — отдельна от него («קודש - מלה בגרמי’»). «Десятый — будет святыней» — осуществляется работой низа.
Достоинство Субботы 10 Таммуза в объединении обеих достоинств: объединения ограниченного и безграничного, раскрытия Б-жественности в мире и Б-жественности, которая выше мира, — так, что Б-жественность, которая выше мира привлекается в существование мира.
Это достоинство подчеркивается и тем, что 7 плюс 10 = 17 — числовому значению слова «טוב [благо, добро]». — Благо, находившееся в раскрытии изначально, со стороны Творения («И увидел Б-г, что хорошо… хорошо очень…»), и скрытое благо, раскрывающееся благодаря работе людей по исправлению мира. — «17» включает в себя и благо «7», и благо «10».
6. В соответствии с этим понятна связь (вытолкнутого Субботой) поста 17 Таммуза, благославляющегося из Субботы 10 Таммуза. 17, по числовому значению — «טוב», поскольку полнота блага достигается тогда, когда, благодаря работе человека, раскрывается и скрытое благо. День поста, с точки зрения внутренней, «день благоволения со стороны Б-га». Благодаря этому раскрывается внутреннее добро, заключенное в негативных вещах, в свяязи с которыми установлен пост (Б-г из любви к евреям Сам отмывает их грязь). В полноте это раскроется в Освобождении, когда «все эти посты…», в т.ч. 17 Таммуза, «станут праздниками и днями радости и веселья…»
Внутреннее добро 17 Таммуза раскрывается, когда этот день совпадает с Субботой. В Субботу есть обязанность наслаждаться в т.ч. едой и питьем и запрещается поститься. Таким образом Суббота 17 Таммуза совмещает в себе оба достоинства: полноту блага свыше («7», Суббота) и полноту раскрытия скрытого блага, раскрываемого человеком («10»).
Силы на это приходят из того, как Суббота и 17 Таммуза присутствуют в Торе:
По простому смыслу, пост 17 Таммуза выталкивается Субботой, поскольку Суббота — заповедь излагаемая в Пятикнижии, а пост 17 Таммуза — обязанность, установленная пророками.
С точки зрения внутренней: все посты (кроме Йом-Кипура) являются обязанностю, установленной пророками, поскольку с т.з. Торы («תורת חסד») мир сотворен в полноте и нет там греха, для исправления которого посредством тшувы требовался бы пост, в раскрытии находится (в основном) добро, раскрытое в Творении. С точки зрения слов пророков, выносящих закон, сообразуясь со своим видением ситуации снизу (наподобие Устной Торы, по сравнению с Письменной), в мире возможен грех, для исправления которого нужно побуждение постом к тшуве, — работе человека, приводящей к прибавлению и хидушу в Творении, раскрывается также скрытое добро, — добро 17 Таммуза, как оно раскроется в будущем, когда дни постов «превратятся в дни радости и веселья».
Отсюда способность Субботы вытолкнуть пост: заповедь Субботы — из Торы, связана с раскрытием добра свыше («7»), поэтому она несовместима с постом.
Но, вместе с тем, являясь 17 Таммуза, этот день приобретает достоинство раскрытия добра скрытого в Творении («10»), поскольку вместо поста появляется обязанность наслаждаться едой и питьем, наподобие и в качесте подготовки ко времени, когда посты «превратятся в дни радости и веселья».
7. К этому прибавляется Субботой 10 Таммуза, из которой всегда благославляется Суббота 17 Таммуза. На уровне намека: из объединения «7» и «10» в Субботу 10 Таммуза (см.выше) привлекается благословение на объединение достоинств Субботы и 17 Таммуза (см.п.6) и раскрытие добра в 17 Таммуза.
17 Таммуза были силой человека (Мейше-рабейну) разбиты скрижали, что привело к дарованию вторых скрижалей, обладающих преимуществом перед первыми («יישר כחך ששברת!»). — А в Субботу до этого подчеркнуто, в основном, достоинство первых скрижалей, работа праведников, — дополненная, впрочем, также достоинством «10», работы низа: «…вернуть праведников в тшуве».
8. Связь вышесказанного с главой «Хукас»:
Заповедь «красной коровы» называется «уставом Торы», поскольку объединяет идеи устремленности к источнику, горящей любви к Б-гу («рцей [רצוא]», сжигание коровы) и возвращения в мир, чтобы именно там служить Б-гу, стремление создать Ему «жилище в нижних» («шейв [שוב]», наливание воды в сосуд).
Эти две идеи подобны «7» и «10»:
— «рцей» — служение снизу вверх, устремленность выше мира, выше ограничений тела — «10».
— «шейв» — служение сверху вниз по привлечению светов в сосуды тела и Творения — «7».
Полнота Служения — в их объединении — так, чтобы в «рцей», устремленности вверх, ощущалось намерение привлечь верх вниз, а в «шейв» ощущалась устремленность ввысь («насильно ты жив»).
Еще более детально: в идее Луны (месяц) — обе идеи «рцей» и «шейв»: уменьшение, битуль со стороны ее устремленности получить свет Солнца; это позже приводит к рождению Луны заново — «шейв», раскрытие света Луны, чтобы освещать Землю.9. Связь с праздником Освобождения 12-13 Таммуза:
возможность раскрытия «7» и «10» в мире происходит из того, что прежде это осуществляется в Торе. Два уровня Торы:
— Письменная Тора. — Дана свыше. Дает, в основном силы на раскрытие раскрытого добра и полноты Творения, как оно подразумевалось творением свыше, — «7».
— Устная Тора (здесь: вкл. слова пророков). Раскрывается, в основном, силами человека, дает силы на раскрытие скрытого добра и полноты мира, каковая достигается посредством работы низа, — «10».
Еще более детально:
— Раскрытая Тора, «тело» Торы. — Раскрывает, в основном, законы, которым нужно следовать в действии, связанные с раскрытым — телом и миром. Связывает еврея и мир с «раскрытым» в Б-ге, Б-жественностью, соотносимой с миром. Дает способность раскрыть открытое добро.
— Внутренняя Тора, «душа» Торы. — Говорит, в основном, о внутреннем: душе человека и мира. Благодаря ей связываются с «сокрытым» в Б-ге, Б-жественностью, которая выше мира. Дает способность раскрыть скрытое добро. Ее раскрытием в большей степени подчеркивается необходимость работы человека, поскольку именно благодаря ей раскрывается то, что с т.з. Творения находилось внизу в сокрытии.
Это одна из причин тому, что раскрытие внутренней Торы в будущем и, наподобие этому раскрытие ее в последних поколениях — происходит за счет работы евреев в этом длиннейшем изгнании. На первый взгляд, последние поколения много ниже, чем прежние. Почему именно они удостаиваются получения внутренней Торы? — Именно благодаря работе внизу раскрывается скрытое. Поэтому именно во тьме изгнания, в последних поколениях, раскрывается внутренняя Тора, и в каждом поколении ее раскрытие становится все больше, именно благодаря спусканию поколений.
10. Связь Субботы 10 Таммуза с праздником освобождения:
Благодаря освобождению 12-13 Таммуза прибавилось «распространению источников наружу» несопоставимо, по сравнению со всеми предшествующими поколениями, вплоть до «распространия источников» до «חוצה», более внешней по отношению к которой нет. Раскрытие внутренней Торы продолжается, благодаря ученикам Ребе (в особенности видевших Ребе лицом к лицу), образом все более нарастающим. Это видно, в частности, в том, что в последние годы печатается множество майморим, никогда не издававшихся в прошлом. — А раскрытие внутренней Торы дает силы и возможность сделать из мира сосуд для Б-жественности, «жилище Б-гу в нижних», — чтобы в мире («7») раскрывалась Б-жественность, которая выше мира («10»), вплоть до Сущности Б-га.
Когда праздник освобождения благославляется из Субботы нед.главы «Хукас» 10 Таммуза это подчеркивается еще больше (см.выше). Вплоть до того, что это становится моментальной подготовкой к Освобождению истинному и полному, когда произойдет полнота объединения «7» и «10».
11. Урок из этого в Служении Б-гу:
Каждый день в Служении еврея должны присутствовать две вещи:
(1) «дни недели» — воздействие на мир и раскрытие там Б-жественности. («שהחזרת…»; привычное, как порядок мира, Служение, утренние благословения, посвященные мирскому).
(2) «Дни месяца» — совершение хидуша в Творении, раскрытие большего, чем Творение обладает само по себе. («רבה אמונתך», Служение, которое выше ограничений, природного, благословения на Тору, которая предшествует миру).
Два соответствующих им способа Служения:
(1) Работа по переборке, очищению тела и своей доли в мире, связанная с ограничениями природы мира («7»).
(2) Работа по раскрытию души, изучению Торы и выполнению заповедей, которые выше мира («10»).
Даже ребенок понимает:
— Тело получает жизненность от еды и питья и ведет себя согласно природному порядку, оно ограничено.
— Душа же — надприродная духовная сила, не подчиняющаяся ограничениям материальности. Работа с телом связана с ограничениями тела и мира, а с душой — не обладает никакими ограничениями.
Также в самой душе есть уровни:
— Внутренность души. — К вещам, касающимся «глубины души» человек стремится очень сильно. Служение на уровне этих аспектов выше ограничений.
— Внешние аспекты души — К вещам, затрагивающим только внешние аспекты души, человек не стремится настолько, он может даже забыть о них. Служение на уровне этих аспектов подчинено ограничению.
Наподобие этому в Служении области выполнения Торы и заповедей:
— У «тела» Торы (раскрытой Торы) есть ограничение.
— «Душа» Торы (внутренняя Тора) — выше ограничений.
В самой внутренней Торе:
— «Душа» Торы (тайны Торы).
— «Душа души» Торы (тайны тайн Торы).
В заповедях:
— «Тело» заповеди (ее практическое осуществление).
— «Душа» заповеди (ее кавона и также выполнение заповеди «לפנים משורת הדין»).
В отношении всего этого актуален урок, выносимый из вышесказанного: ежедневно в Служении еврея должны присутствовать все эти аспекты вместе.
12. Касательно практического действия следует предложить:
— В дополнение к имеющимся урокам добавить особый ежедневный урок по глубокому изучению хотя бы одной идеи и в раскрытой, и во внутренней Торе, а особенно идею, которая включает в себя объединение раскрытой Торы и Торы хасидизма: простой смысл этой идеи, и ее внутренний смысл.
— Прибавить в осуществление заповедйе с украшением, особенно подчеркивая прибавление в кавоне заповедей и также выполнение заповедей «לפנים משורת הדין». Это должно касаться также и в особенности заповеди цдоки. Необходимо прибавить в количестве цдоки и в ее кавоне и в «סבר פנים יפות». Также прибавить в цдоке на уровне речи: добрый совет, говорить хорошо о другом еврее, и на уровен мысли: хорошо думать о другом.
Ко всему этому необходимо побуждать также других, во всех упомянутых частностях.
13. В связи с праздником освобождения:
— Совершить все необходимые приготовления к фарбренгену 12 или 13 Таммуза или в оба эти дня или также и в последующие дни, в частности в наступающий после этого Шабос. На фарбренген, где будут собираться вместе множество евреев, будут приниматься добрые решения в области прибавления во всем, связанном с еврейством, Торой и заповедями, в особенности в «распространении источников наружу».
Пусть будет угодня, чтобы буквально сразу и моментально еще до праздника освобождения, тем более до 17 таммузе пришло Освобождение так, чтобы еще до «Бейн аМцорим» осуществилось: «превратятся эти дни в [дни] радости и веселья и праздничные дни». Чтобы по простому смыслу произошел приход Мошиаха (Короля, соответствующего признакам, даваемым Рамбамом) и он выполнил и преуспел и построил Храм в его месте и собрал изгнанников-евреев. Чтобы все это происходило образом «רבות מופתי [множество чудес Моих]», чудес, даже по сравнению с чудесами выхода из Египта, как с количественной, так и с качественной т.з. «И проснутся и воспоют лежащие в прахе…» [См.подробнее в беседе].
21 июня 2007 в 09:44
Здорово! Это прямо конспект для урока. Пиши дальше….
Есть ошибки. “Осовбожедению” и еще
21 июня 2007 в 17:42
Надо понимать, предыдущие кицурим ты вообще не читал.. :)
6 мая 2008 в 22:11
………..”множество чудес Моих”, чудес, даже по сравнению с чудесами выхода из Египта, как с количественной, так и с качественной т.з. «И проснутся и воспоют лежащие в прахе…» Это не конспект для урока-это помоему обьяснение.А как понять - и в какое время это всёё произойдёт- если глаза видят совершенно другое?????????????
22 мая 2008 в 20:27
To litush:
То, что “видят глаза” не определяет то, что происходит. Судя по тому, что говорит Ребе, события (все на свете, в т.ч. чудеса) уже в самом разгаре. Осталось, как Вы наверняка помните, только “раскрыть глаза”.
Попробуйте почитать статьи из этого раздела. Возможно, станет ясней то, что я имею в виду.