Хаей-Соро. Краткое содержание.
1. Находясь при открытии всемирного съезда посланников Ребе, надо сформулировать общую задачу посланников этого поколения, в частности хидуш, появившийся в работе посланничества в последнее время: встретить Мошиаха в Освобождении истинном и полном.
В дополнению к общему посланничеству всех поколений: «Я сотворен, чтобы служить своему Творцу», — есть особое посланничество, пронизывающее все идеи посланничества данного периода, и являющееся «вратами», через которые поднимаются все идеи посланничества. В нашем случае, это не частность, а наиболее общая вещь в Торе — подготовка к приходу Мошиаха. В соответствии с говорившимся в последнее время, работа посланничества сейчас — в том, чтобы практически принять Мошиаха. Необходимо обсудить, как воплотить в жизнь это особое посланничество.
2. Связь работы посланничества с Мошиахом понятна из связи Мошиаха с самой идеей посланничества: «Пошли того, кого пошлешь». — Мошиах, с т.з. Торы, — посланник Б-га по вызволению евреев.
Мейше хотел, чтобы Мошиах был послан вместо него, потому что знал, что не он, а Мошиах, будет вводить евреев, в итоге, в Землю. Но:
(а) Зная, что Б-г знает, что освобождать евреев Он пошлет Мошиаха, но, так или иначе, посылает именно Мейше Освобождать евреев, почему он высказал такую просьбу?
(б) Мейше — полнота мудрости Торы. Почему его просьба не была удовлетворена?
Ответ: Эта просьба — связать «первого — и последнего избавителей» — была справедлива и была удовлетворена: Мейше — «первый избавитель, он же — последний избавитель». Т.е., несмотря на то, что Мейше и Мошиах — два отдельных человека, две отдельные идеи, они связываются и объединяются друг с другом (см.п.9).
3. Это станет понятно, если разобраться с общим определением посланничества в Торе, начиная с первого посланничества — Элиезера Авроомом, посвященного сватовству Ицхока и Ривки. Каков был статус Элиезера? —
(а) Он был посланником для освящения невесты, который «посланник человека, как он сам»? [Детали см. в беседе].
(б) Или же он был сватом, которому поручалось отыскать Ицхоку жену, который, по определению, не таков, как его клиент, отдельный человек, оказывающий клиенту услугу?
— Можно предположить, что Элиезер был сватом: Элиезер «проклят», в отличии от Авроома; сам был заинтересован в сватовстве с Авроомом; проявлял собственную инициативу в истории с этим сватовством, по причине чего, в осуществление посланничества могли вмешаться его личные интересы.
— С другой стороны есть аргументы в пользу того, что Элиезер был посланником: «старейшина дома», властвовавший, в т.ч. над «Торой своего учителя», распространявший ее; «раб Авроома» («раб короля — король»); в точности выполнил задание Авроома; был заклят Авроомом; «все добро господина его в руке его».
4. Даже в благотворительных целях нельзя отдавать все имущество. Как же Авроом отдал «все, что ему принадлежало» на то, чтобы ускорить свадьбу Ицхока? Даже если бы он отдал это имущество в наследство Ицхоку, это было бы непонятно. Кроме того, для того, чтобы поторопить свадьбу, хватило бы и части имущества, а Авроому предстояли еще долгие годы жизни и т.д.
На внутреннем уровне можно было бы сказать, что Авроом и Ицхок были в одним, но необходимо объяснение и на уровне простого смысла.
5. Свадьба Ицхока и Ривки — чрезвычайно общая вещь: первая еврейская свадьба, дающая возможность существования еврейского народа, — свадьба совокупности еврейского народа. Именно поэтому Авроом, как глава всего Израиля, отдал на эту свадьбу «все, что ему принадлежит». Ни одна частность его существования не могла остаться в стороне от этого события. И свадьба должна была осуществиться именно силами Авроома.
Отсюда еще более понятно, что Элиезер был именно посланником Авроома [см. подробней в беседе].
6. На внутреннем уровне:
Алтер Ребе в «Ликутей Тейро»:
Свадьба Ицхока и Ривки наиболее общая вещь в «сейдер ишталшелус» — объединение מ”ה и ב”ן, души и тела еврея, вплоть до полноты объединения Б-га и еврея в Освобождении. —
Это совокупность работы человека по выполнению Торы и заповедей в этом материальном мире: объединение между верхом и низом, материальностью и духовностью (хидуш Дарования Торы). Полнота этого объединения произойдет в Освобождении.
Поэтому Тора так подробно рассказывает о посланничестве Элиезера. Его посланничество заключалось в том, чтобы привлечь это объединение.
По-простому:
Посланничество Элиезера заключалось в том, чтобы извлечь Ривку (ב”ן) из Падан Арама и т.п. и сделать ее женой Ицхока (מ”ה, «непорочной жертвы») так, чтобы они стали одной плотью, порождая рождая «порождения» до конца поколений. Это посланничество дало силы осуществлять работу по объединению מ”ה и ב”ן, начиная с Дарования Торы, и из него это привлекается во всякое время и точку пространства, вплоть до полноты этого в Освобождении истинном и полном.
С Авроома началась подготовка к Дарованию Торы. «Я [אנוכי] раб «עבד» Авроома» намекает на то, что Элиезер обладал силами осуществить объединение מ”ה и ב”ן также и в основном как подготовку к «будете служить [תעבדון] Б-гу на этой горе» и раскрытие «אנוכי» в Даровании Торы.
7. Однако с такой точки зрения, подробно должен описываться в Торе брак между Ицхоком и Ривкой, а не посланничество Элиезера. — Отсюда понятно, что посланничество Элиезера касается сути объединения מ”ה и ב”ן. Одно из объяснений (и из него понятно, что Элиезер был именно посланником): для того, чтобы произвести объединение מ”ה и ב”ן, необходимо самому обладать им, что — идея посланника. Посланник изначально — отдельное от посылающего существо (ב”ן), которое впоследствии подчиняется и объединяется с посылающим (מ”ה) [см. подробней в беседе].
В этом содержание объединения מ”ה и ב”ן: душа (מ”ה) — в открытой форме едина с Б-гом. Посланничество еврея — объединить свою душу, отправленную Б-гом в посланничество, с телом (ב”ן). Так, чтобы в душе, как она оделась в тело светил свет души, тело подчинилось душе, они объединились, благодаря Служению по осуществлению Торы и заповедей, чтобы в каждой вещи, которую делает еврей было видно объединение его души и тела с Б-гом.
Объединение מ”ה и ב”ן охватывают все сущее, Тору и заповеди, поэтому Авроом отдал на это «все, что ему принадлежало», включая силу на объединение מ”ה и ב”ן, которая исходила от него.
8. Удивительная вещь: объяснение свадьбы Ицхока и Ривки приводятся в «Ликутей Тейро» в самом конце толкований Пятикнижия. Этим намекается на то, что посланничество Элиезера по объединению מ”ה и ב”ן и полнота этого, достигаемая при Освобождении, — полнота всех идей Служения. А от этого объяснения переходят к толкованиям на «Песнь-песней» — полноте свадьбы и объединения евреев с Б-гом.
Надо добавить, что в начале «Ликутей Тейро» объясняется, что каждый еврей — посланник Б-га. — Это начало работы человека — знать, что он посланник «Верхнего Человека». В конце же книги разъясняется полнота Служения, как подготовка к будущей свадьбе.
9. Мошиах — посланник, силами которого достигается полнота идеи посланничества — объединение מ”ה и ב”ן, посланничества по приведению Освобождения истинного и полного, когда осуществится полнота объединения души и тела, евреев и Б-га, раскрытия Б-жественности в материальном мире так, что он станет «жилищем в нижних». — Отсюда понятно, почему Мошиах определяется, как посланник. Посланник является объединением מ”ה и ב”ן: собственного существования (душа в теле из плоти и крови) и посланник «Верхнего Человека» в буквальном смысле такой же, как и Он. Это должно наличествовать в Мошиахе, чтобы он мог осуществить свое посланничество.
10. Отсюда станет понятной просьба Мейше: «Пожалуйста, пошли того, кого пошлешь», — просьба объединить «первого» и «последнего Мошиахом»:
— Сам Мейше, в основном, — идея «хохмы», Торы. Воздействующее начало. Солнце. Получил всю Тору, источник воздействия, включая силу на будущее Освобождение.
— Сам Мошиах, в основном, — идея «малхус». Принимающее начало. Луна. Благодаря своему битулю, принимает внутрь себя все пролития свыше. И более того, в Освобождении раскроется преимущество принимающего начала. Именно Мошиах приведет Освобождение и полноту всему, также Мейше.
Благодаря просьбе Мейше, эти 2 идеи, 2 достоинства — объединились [см. подробней в беседе].
משיח плюс 10 = שליח, — полнота раскрытия Мошиаха достигается, когда он выполняет свое посланничество всеми 10 силами своей души, от «хохмо» до «малхус».
11. Каждый еврей обладает чем-то от аспекта Мейше и Мошиаха. Отсюда: в каждом еврее есть подобное двум вышеупомянутым идеям:
Каждый еврей — посланник Б-га, задачей которого является осветить весь мир светом Святости, б-жественным светом. Есть 2 способа выполнения этой задачи, каждый из которых обладает своим уникальным достоинством:
— Действовать как воздействующее начало, Солнце, прямой свет. Качество посланника быть отдельным разумным существом, обдумывающим и понимающим своим человеческим разумом, как ему выполнить посланничество.
— Действовать как принимающее начало, Луна отраженный свет. Качество посланника быть в битуле, по отношению к посылающему.
Благодаря тому, что Мейше и Мошиах находятся в объединении (см.п.10), в еврее, в качестве посланника эти идеи объединяются. (Намек на это в слове «שמש» [см. подробней в беседе]).
Из того, что силы на выполнение посланничества берутся из первого посланничества — Элиезера Авроомом — понятно, что наподобие тому, как Элиезер получил «все, что принадлежало» Авроому, для выполнения своего посланничества, — еврей получает «все, что принадлежит» посылающему его Б-гу, вплоть до силы Сущности, для того, чтобы осуществить объединение души и тела еврея в этом материальном мире так, чтобы все частности Служения еврея были пронизаны единственным акцентом и задачей: раскрытием Мошиаха, праведника нашего (что является полнотой идеи посланничества, объединения מ”ה и ב”ן).
12. В нашем поколении, когда предыдущий Ребе назначил каждого из членов поколения своим посланником по распространению Торы и еврейства и «распространению источников наружу», вплоть до приведения Освобождения истинного и полного, — все это приобрело еще большую подчеркнутость. Как видно воочию, сейчас стало легче объяснять евреям, что на нем лежит ответственность быть «посланником»: воздействовать на всех, кого может достигнуть.
Особое прибавление, в этом смысле, получили те, кто был избран посланником главы поколения.
Тем более, когда посланники из всего мира собираются вместе, это приносит настоящее святое удовлетворение [הנאה דקדושה] миру («הנאה להם… לעולם»). — Служение этих посланников заключается в устранении сокрытия, которое оказывает мир (עולם — העלם), и превращении его в свет, вплоть до того, что мир становится «жилищем Ему, благословенному», образом объединения מ”ה и ב”ן, в качестве подготовки к Освобождению.
13. Особое прибавление в этом году, в связи с посланничеством Мошиаха:
Предыдущий Ребе сообщил, что закончены все идеи работы и стоят готовыми к принятию Мошиаха. Это видно осуществления некоторых признаков Освобождения: «царства нападают друг на друга»; уже исполнилось «будет год чудес в нем», с прибавлением в этом году, в котором чудеса становятся душой года. И воочию видят, как осуществляется: «…и будет воевать войны Б-га», и Мошиах побеждает во многих вещах именно образом «мирной войны».
Победа («נצחון») связана с раскрытием «נצח» [см. в беседе о буквах этого слова].
Понятно, что когда посланники стоят намного позже начала и середины работы посланничества, вплоть до того, что уже закончили посланничество, а Освобождение пока что так и не пришло, осталось нечто, что необходимо сделать, чтобы его привести. В каждом поколении есть потенциальный Мошиах. Глава поколения, единственный посланник и Мошиах в нашем поколении сообщил, что работа закончена, начинает осуществляться «пошли того, кого пошлешь», — посланничество предыдущего Ребе. — Единственное, что осталось, — принять Мошиаха практически, чтобы он смог осуществить свое посланничество в действии и вывести евреев из изгнания!
Это подчеркнуто в Субботу «Хаей-Соро», когда читают историю о посланничестве Элиезера, что дает силы на все идеи посланничества, в особенности на полноту осуществления посланничества Мошиаха.
Кроме прочего, это Суббота, из которой благославляется месяц Освобождения, месяц дарования Торы Хасидизма — Кислев. Это третий месяц из «периода дождей». Дожди связаны с посланничеством Мошиаха, происходящим «снизу вверх» [см. подробней в беседе].
14. Отсюда — практическое указание:
Находясь в начале всемирного съезда посланников, необходимо в первую очередь выйти с провозглашением того, что работа посланничества сейчас заключается в том, чтобы принять Мошиаха. Это означает, что все частности работы посланничества по распространению Торы и еврейства, источников наружу, должны быть пронизаны этим акцентом: как это ведет к принятию Мошиаха.
Это подчеркивается названием съезда: «все дни твоей жизни — привести к Дням Мошиаха» [см. подробней в беседе]. По простому смыслу — каждый посланник должен прийти к добрым решениям и принести добрые решения, как каждый посланник должен подготовить себя и всех евреев в его месте, города к принятию Мошиаха, благодаря тому, что он объясняет идею Мошиаха, как она излагается в Письменной и Устной Торе, приемлемым для каждого образом, включая, и в особенности, благодаря изучению идей Мошиаха и освобождения в Торе Хасидизма Хабад. И поскольку это работа настоящего времени, понятно, что это касается каждого еврея, без исключения.
15. Пусть будет угодно, чтобы за счет того, что каждый посланник выполнит свою задачу полностью, всеми 10 силами души, а в частности, благодаря тому, что в этом объединятся все посланники, они моментально приведут раскрытие и полноту главного и истинного посланника, вместе с раскрытием 10 сил его души — предыдущего Ребе, и, как это было в поколении до него, что предыдущий Ребе объединился со своим отцом, так, что есть полнота всех «семи ветвей меноры», всех семи поколений.
И еще, и главное: поскольку закончена вся работа посланничества, каждый посланник приходит к своему истинному посылающему, Б-гу, и сообщает: «Я выполнил свое посланничество. Теперь настало время, когда ты выполни свое посланничество (что так же Б-г — посланник, а вместе со своими 10 сфирейс, сама Сущность, как бы, Мошиах, праведник наш) — пошли нам Мошиаха практически!»
И даже, если может быть сомнение, что Б-г хочет еще на мгновение задержать евреев в изгнании, из-за того наслаждения, которое он испытывает от Служения евреев в изгнании, еврей кричит: «Выполняй все, что тебе говорит Хозяин, кроме “убирайся! — Приведи уже Освобождение истинное и полное!»
И вместе с полнотой посланничества, есть моментально полнота свадьбы евреев и Б-га, вплоть до образа, когда раскроется преимущество принимающего начала: Б-г благодарит евреев, каждого и всех, за их Служение и ведет их всех в Землю Святыню, т.д. А главное: сразу и моментально, в буквальном смысле этих слов.
6 ноября 2007 в 11:27
Вопрос по п.13 :
Что Ребе имеет в виду говоря, что Мошиах поднимается как пар… и достигает уровня когда происходит “тхия бе тор нишмато квод кдушат мори вехами адмур”?
7 ноября 2007 в 00:58
Насколько это было возможно…
7 ноября 2007 в 11:15
Спасибо…
Осталось неясным:
1. При чем тут “тхия”
2. Было это и будет?
8 ноября 2007 в 00:08
1. Воскрешение — объединение מ”ה и ב”ן, души и тела. В данном случае, материализации идеи (души) Мошиаха. (Неясным в этом месте, разумеется, остается очень многое. Но, на мой взгляд, совсем не то, “при чем тут…”).
2. Ты же знаешь мою “шиту”. :) Объективно — все уже да. Субъективно — зависит от субъекта.