Бей. Содержание.
1. Приказ «Прийди к фараону» — начало и название главы, повествующей об Освобождении евреев из Египта, следовательно у этого приказа есть связь с выходом из Египта, содержанием главы. Это связь большая, чем другие детали посланничества Мейше.
Поскольку выход из Египта — начало всех освобождений, включая Будущее, — «Прийди к фараону» — подготовка Будущего Освобождения.
Надо понять связь между «Прийди к фараону» и освобождением, ведь, на первый взгляд, их содержание противоположно:
— «Прийди…» — зависимость от фараона.
— Освобождение — устранение власти фараона, выход из ограничений фараона и Египта.
2. Каково вечное указание, содержащееся в «Прийди к фараону»? —
У всего в мире, также у негативного, есть корень свыше, в Святости, представляющий собой истинное состояние вещи. Только из-из множества сокрытий и т.д. внизу данное существование выражается, как противопоставленное Святости.
Источником фараона, со всей силой его противопоставленности Святости, является источник «раскрытия всех светов и светильников».
3. «Прийди к фараону…» снизу:
«Прийди», а не «иди», поскольку из-за страха перед фараоном Мейше, видя высший источник фараона, боялся к нему подойти. И Б-г сам должен был вести Мейше к «внутренности» фараона, для того, чтобы вести с ним войну.
Как это прочитывается в Святости? —
«Фараон со стороны Святости» — наиболее высокий уровень раскрытия Б-жественности, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения способа раскрытия. Более того, «прорвутся и раскроются от него все света» исходит именно от Сущности Б-га [см. подробней в беседе]. Поэтому Мейше боялся его — сущности раскрытия «фараона со стороны Святости», поскольку творение, оставаясь душой в теле, не может воспринять такое раскрытие Сущности Б-га. Об этом же говорится в продолжении главы: «…в день, когда увидишь мое лицо, — умрешь». — И Мейше соглашается с этим, т.е. это уместно, с точки зрения Торы.
4. Для этого необходим специальный приказ Б-га Мейше: «Прийди к фараону». Б-г, который выше разделения между безграничностью и ограниченностью приводит Мейше к фараону. — Мейше, оставаясь душой в ограниченном теле способен воспринять раскрытие Сущности — «прорвутся и раскроются от Него все света».
Объяснение. — «прорвутся и раскроются от Него все света» можно объяснить двумя способами:
(1) Раскрытие всех светов образом «прорвутся» — выше порядка и поступенчатости, что указывает на то, что данное раскрытие исходит от Сущности, поскольку сами света не существуют таким образом.
(2) Сами света обладают образом «прорвутся». — Их ограниченность сама поднята над ограниченностью. — Объединение этих противоположностей (ограниченности света и безграничности «прорвутся») осуществляется именно силой Сущности:
Свет до раскрытия включен в источник, но находится там не в аспекте «света», а в аспекте «[потенциала,] способности Сущности». Поэтому когда свет привлекается в раскрытие, связанное с некоторым облаком, ограничением, от Сущности в него привлекается полнота раскрытие и то, что ограниченность, рамки «всех светов» подняты над ограниченностью.
Отсюда вниз привлекается возможность объединения безграничности с неограниченностью: в рамках света, света и сосуда, души и тела — так, чтобы душа в ограниченном теле могла принять безграничный свет, вплоть до раскрытия «фараона». Более того, чтобы душа в теле смогла войти в буквальном смысле внутрь «фараона» — «Прийди к фараону…»
5. Освобождение из Египта было нацелено на Дарование Торы. Дарование Торы — передача Торы и заповедей евреям, душам в телах внизу, чтобы они смогли воплотить задачу, с которой был сотворен мир — создание из мира жилища Б-гу. — Достичь того, чтобы в ограниченности и сокрытии души в теле внизу произошло раскрытие Сущности, как человека, который раскрывается во всей своей сути в своем жилище. При Даровании Торы был снят запрет «верхам спускаться вниз и т.д.», появилась возможность верхним, вплоть до Сущности, привлекаться вниз так, чтобы материальное тело становилось святым, вплоть до того, чтобы оно становилось жилищем Б-гу, вплоть до того, чтобы во всем мире раскрывалось, что «еврей и Б-г — в абсолютной степени одно». —
Египетское изгнание и освобождение из Египта, служившие подготовкой к раскрытию Сущности при Даровании Торы, подчеркивают подготовку к устранению запрета, разделявшего верх и низ. Основной шаг в этом направлении был осуществлен приказом Б-га Мейше: «Прийди к фараону…»
6. Наподобие этому в начале посланничества Мейше: «…тяжелоустый … тяжелоязыкий. Пошли того, кого пошлешь». — В египетском изгнании «речь Мейше была в изгнании», поэтому он не утверждал, что его силами освобождение не может прийти вниз. — Это потому, что корень самого Мейше был из мира «Тейу», выше раскрытия в речи, раскрытия через сосуды речи, выше даже раскрытия Письменной и Устной Торы, поэтому для освобождения он предлагал послать того, у кого корень из мира «Тикун». — На это Б-г ответил ему: «Тот, кто дал уста человеку… Я…» — — Сущность, являющаяся творцом и светов «Тейу», и сосудов «Тикун», способна сделать так, что Мейше выражался через сосуды речи, смешать достоинства «Тейу» и «Тикун». Только в Египте это было чудом — «Я буду с твоими устами», необходимое для разбития египетской клипы и полного раскрытия речи в совокупности мира. А при Даровании Торы — «Я Б-г Вс-сильный твой» — Мейше полностью излечился.
7. Отсюда понятна идея «Прийди к фараону», со стороны Святости:
Мейше боялся, что «малые сосуды» не смогут воспринять раскрытие «прорвутся… все света». — «Прийди к фараону»: Б-г дал силу Сущности, чтобы сосуды души в теле смогли воспринять внутренним образом все высшие раскрытия Сущности. — Это цель всего «сейдер ишталшелус», — чтобы в размерности и ограничении души в теле в «нижних» происходило раскрытие Сущности. Для этого Мейше получил соответствующий приказ, вошел к фараону и воспринял обсуждающиеся раскрытия.
8. «Прийди к фараону…» предварение освобождения:
Полнота египетского освобождения в том, чтобы привести Дарование Торы, раскрытие Сущности, евреям, как они внизу представляют собой души в телах так, чтобы они как души в телах были «в абсолютной степени одним» с Б-гом.
Подобное этому привлекается в мир: объединение верхних и нижних, вплоть до раскрытия в нижних Сущности. —
И поскольку это великий хидуш, в качестве подготовки к этому Б-г дает Мейше приказ, и тот входит к фараону и получает высочайшие раскрытия Сущности. А благодаря тому, что это произошло у Мейше, сила на это всем евреям привлеклась способность воспринять раскрытие Дарования Торы. — Тора и заповедь выше ограничений также в той форме, как спустились вниз — в ограничения [см. подробней в беседе].
Отсюда следует урок еврею: также, как он находится внизу, внутри ограничений, он должен быть выше ограничений — не только со стороны души, но и со стороны материального тела, — «Прийди к фараону…» — Причина тому: «еврей и Б-г — в абсолютной степени одно», — не только со стороны души свыше, но с точки зрения всего существования — души в теле. Как понятно также из законодательного решения, что абсолют полноты награды приобретаем именно душами в телах при воскрешении, «душа питается от тела».
9. «Также ты дашь нам жертвы… и принесем мы их Б-гу…» «…пускай одолжат… серебряные и золотые предметы…». — Какое это имеет отношение к освобождению [см. подробней в беседе]? — Поскольку целью освобождения из Египта было создание жилища в нижних, полнота этой задачи достигается именно тогда, когда сама материальность, вплоть до того, что противостояло евреям «соглашается» помогать освобождению. — Это становится подготовкой к полноте идеи жилища в нижних в Освобождении истинном и полном, когда также «змей» станет «великим прислужником» Святости.
10. Однако в освобождении из Египта низ не был преобразован полностью. — евреи «убегали», « в спешке». — Полнота преобразования низа достигается имено в завершении последнего изгнания, когда «не в спешке выйдете», поскольку «дух нечистоты уберу с Земли». — Поэтому из этого изгнания будут выходить в абсолютной полноте и здоровье, души в телах, без прерывания переходить к вечной жизни.
11. Это связано с 10 Швата:
Каждый год в йор-цайт происходит несопоставимое поднятие души. Мейше-рабейну в нашем поколении каждый йор-цайт переживает «Прийди к фараону…». И каждый год к этому прибавляется несопоставимо. А раскрытие у главы поколения привлекается к каждому, именно в том виде, как он душа в теле. Особенно в нашем поколении, последнем поколении изгнании и первым — Освобождении, воплощении поколения выходцев из Египта.
Глава поколения особым образом связан с Освобождением [см. подробней в беседе]. «Прорвутся и раскроются» предыдущего Ребе — способность принять великие света — привлекается к каждому из членов поколения.
12. Хотя у предыдущего Ребе «Прийди к фараону…» сейчас — как у души, как она выше тела, полнота этого происходит у души в теле.
При жизни в этом мире, предыдущий Ребе страдал от физических мучений, которые влияли на духовные его идеи. В последние годы он был «тяжелоуст и тяжелоязык», что влияло на распространение им Торы Хасидизма. Даже его врач задал вопрос, как может быть, что у Ребе нарушена имено способность речи, которая так нужна для распространения Торы? На первый взгляд, в соответствии с его горением в деле распространения Торы, он должен был бы обладать большими, в этом смысле, силами, чем другие. —
У предыдущего Ребе было подобное Мейше: поскольку не была закончена работа по преобразованию мира, его речь была «в изгнании». Исправление этого происходит душами в телах нашего поколения, способного осуществить функцию Аарона, благодаря озвучиванию слов предыдущего Ребе. Вплоть до того, что в этом поколении Мошиахом осуществляется полностью раскрытие светов в сосудах речи.
(«מיד» [см. подробней в беседе]).
13. 10 Швата выпало на среду — день, когда светила были и «сняты», и «повешены»: в этот день предыдущий Ребе ушел из жизни, но образом, когда сразу произошло еще большее раскрытие. А благодаря душам в телах нашего поколения, также снизу осуществляется полнота «прорвутся и раскроются…»
Хидуш нашего поколения: в нем не только не хватает «светил», раскрытия Торы, но добавляется полнота в этом образом, когда души в телах внутренним образом воспринимают «все света», благодаря тому, что моментально приходит Мошиах и учит Торе, включая «новую Тору, [которая] от Меня выйдет» весь народ.
Это производит поднятие в предшествующих поколениях.
Хидуш нашего поколения проявляется в его работе: в несопоставимом прибавлении в «распространении источников наружу» [см. подробней в беседе], так, что освещают весь мир, образом «прорвутся все света». Вплоть до того, что воочию видят, как во многих государствах, вплоть до России, поддерживают евреев в их Служении. Вплоть до того, что вдобавок к тому, что евреи стоят готовыми к Освобождению, также неевреи стоят готовыми к тому, чтобы евреи вышли из изгнания в Освобождение.
И души в телах сразу приходят в абсолютной полноте «Прийди к фараону…»
14. Урок из «Прийди к фараону» сегодня:
Уже все закончено и Освобождение давно должно было прийти, и [только] по совершенно непонятным причинам оно еще не пришло. Отсюда понятно, что, по крайней мере сейчас Освобождение должно прийти в буквальном смысле моментально. — Это высочайшее время для истинного и полного Освобождения!
Словосочетанием «высочайшее время» намекается содержание Освобождения:
Время — связанное с ограничением, становится «высочайшим». — Само ограничение становится безграничным. Более того, этим словосочетанием подчеркивается, в основном, материальное время, поскольку с точки зрения духовности, уже наличествует абсолютная полнота, вплоть до полноты (духовного) Освобождения, и духовные глаза евреев уже это видят. Сейчас надо только открыть материальные глаза, чтобы также они увидели Освобождение, которое открыто плотским глазам также в настоящее время.
Основная тоска по Освобождению — не на духовном уровне, поскольку там все находится в полноте, — а с материальной точки зрения, где ощущается сокрытие. И хидуш Освобождения в том, что раскрытие «прорвутся все света» будет также на материальном уровне, видимый плотскими глазами, что будет создано жилище Б-гу в нижних. И в этом выражается также полнота духовности, Освобождение в материальности приведет Освобождение во всех мирах и уровнях свыше.
15. Применительно к действию:
Находясь в процессе подготовки к 10 Швата, когда происходит дополнительное поднятие в главе поколения, а благодаря этому во всех его членах, каждый еврей должен принять добрые решения во всех вещах, которых требовал предыдущий Ребе: изучении Торы, выполнении заповедей с украшением, распространении Торы и еврейства и источников наружу образом «Прийди к фараону»: сделать каждого еврея сосудом для восприятия «прорвутся все света» «двух великих светил» Письменной и Устной Торы, раскрытой и внутренней Торы.
Это в особенности включает прибавление в изучении Торы самого предыдущего Ребе и выполнение его указаний. Каждый должен принять на себя, что его изучение Торы предыдущего Ребе будет происходить с целью восполнить то, че6го недостает в распространении источников, по причине препятствия со стороны силы речи Ребе, как благодаря его собственному изучению вслух, так и за счет распространения источников по отношению к другим.
16. Более частным образом:
Ребе был предан каждому типу евреев, соответственно его идее: мужчинам, женщинам и детям. Один из его хидушей — особое самопожертвование, с которым в последние годы он занимался распространением Торы по отношению к женщинам и детям [см. подробней в беседе].
Отсюда указание:
Укрепление действий в связи с 10 Швата должно коснуться всех типов евреев и каждого своим образом. А особый акцент должен быть сделан на действиях в среде еврейских женщин и детей. В дополнении к их собственной [женщин и детей] работе, этим прибавляется к работе всех домашних, включая мужчин [см. подробней в беседе об особенностях детей и женщин и их выполнения заповедей].
17. Общий урок:
Изучение должно происходить образом «прорвутся все света», — чтобы все существование изучающего было пронизано «светильником заповеди и светом Торы», и он совершал свое Служение, здоровой душой в здоровом теле, наподобие первосвященнику, который обязан был находиться в полноте. И даже если есть, не дай Б-г, прерывание и падение, что не хватает отца или матери, то это спускание ради поднятия — достижения еще более высокого уровня в «Прийди к фараону» [см. подробней в беседе], вплоть до того, что благодаря этому приходят к полному единству: «еврей и Святой, благословен Он, в абсолютной степени одно».
18. И пусть будет угодно, чтобы благодаря самому принятию добрых решений в связи с 10 Швата, включая то, что каждый присоединится ко всем действиям и обычаям, связанным с этой датой, начиная с фарбренген, проводимых в каждом месте в этот день и в предшествующие и последующие недели, чтобы еще до этого произошло «проснутся и воспоют живущие в прахе» и предыдущий Ребе во главе нашей и сразу и моментально в самом буквальном смысле. И сразу и моментально происходит «при отправлении фараоном этого народа», «и сыновья Израиля выходят с поднятой рукой» и т.д. «Б-г воцарствуется навеки».