Бемидбар. Краткое содержание.
1. Кроме общего, одинакового для всех лет содержания еврейского праздника, каждый год наличествуют особые указания, которые можно вынести из того, как именно выпал праздник (т.к. всё, особенно то, что касается Торы, Провидение выверяет с абсолютной точностью). Они прибавляют сил осуществлению общего урока данного праздника.
Швуэс в 5751 году:
— Выпал на следующий после Субботы день. «Хазоко» — три святых дня подряд.
— 1 день праздника — выпал на 1 день недели, подобный 1 дню Творения (см. «Песнь дня»).
— 2 день праздника выпал на 2 день недели. «Исру хаг» — на 3 день недели.
2. По всем мнениям Тора была дарована в Шабос. Существует внутренняя связь Швуэс и Шабос:
В Шабос впервые в мире появилась «менухо [покой, стабильность]». Полноты эта «менухо» достигла, благодаря Дарованию Торы. «Земля убоялась», когда Б-г поставил условием ее суещствования принятие евреями Торы, и «успокоилась», когда это условие осуществилось.
3. Объяснение того, почему «менухо» была осуществлена именно Шабосом и Торой:
Мир сотворен в нестабильным, изменчивым, противоположным «менухе» (время, пространство). Суббота принесла «менуху» в мир, раскрыв в изменениях мира (времени и пространства) и всех его частностях то, что мир сотворен единым Б-гом с одной целью, которая выше изменений времени и пространства. Суббота — поднятие выше времени (счет дней после Шабоса начинается заново). То же применительно пространства («Не выйдет человек из места своего…»)
Полнота этого осуществилась при Даровании и Принятии Торы, поскольку Тора — цель Творения («…ради Торы, и ради евреев»).
Объяснение на примере человеческого существования. Человек, не ощущающий цели своей жизни («Я сотворен для того, чтобы служить своему Творцу»), не может находиться в подлинном покое. Знание цели дает ему «менуху», благодаря которой он, само собой, достигает большей полноты. «Менуха», обретаемая т.о. человеком, распространяется и на то, что он делает в мире, и вплоть до всего мира, в целом. — Также при Даровании Торы — раскрылась цель всего Творения: «…ради Торы, и ради евреев». — Мир был создан для того, чтобы евреи, приняв Тору и заповеди и выполняя их повлияли на весь мир, также на неевреев, делая мир «жилищем в нижних». — Это, аналогичным образом, приводит к достижению миром «менухи», вплоть до лтого, что «менуха». привлекается в частности мира, изменения времени и пространства, наподобие субботнего покоя, распространяющегося на будние дни («из нее благословляются…»)
4. Та же идея в области Служения Б-гу:
Хотя в Служении существует множество уровней и т.п., полнота Служения, когда в нем ощущается один-единственный акцент: «Я сотворен ни для чего иного, нежели для Служения своему Творцу!»
— В заповедях: До частных кавонейс каждой заповеди должна наличествовать общая кавона: «…Который освятил нас Своими заповедями и приказал нам…» — выполнение «воли Творца» (единой и неделимой, в отличии от «заповедей»). Далее это привлекается в заповеди.
5. Та же идея в наибольшей подчеркнутости в заповеди любви к Б-гу, включающей в себя все остальные заповеди: «Люби… всем сердцем» («Рцей веШейв», удары сердца), но «Если убежало сердце твое, вернись к одному». Полнота Служения — именно в «менухе», достигаемой благодаря ощущению во всех частностях Служения единой воли Б-га. По отношению к этому, нет принципиальной разницы между частностями Служения («даже если бы было нам приказано рубить дрова»).
6. Это достигается за счет битуля [самоаннулированности, подчиненности] человека Б-гу, подобного подчинению раба господину. Именно за счет такого битуля существование раба становится (как бы) существованием господина. «Молитва бедного… перед Б-гом изольет беседу свою». — Именно благодаря «бедности» его молитва достигает уровня «перед Б-гом». «Бедного», в отличие от «богатого», интересует только Сам Король, не его свита, высочайшие б-жественные раскрытия, т.п. И благодаря этому он, в результате, получает как духовное, так и материальное богатство («Раб Короля — король», молитва Мейше — «молитва богатого»), так что во всех уровнях «Сейдер ишталшелус» у него ощущается единство Б-га.
На то же намекается словом «מלך [Король]», являющимся аббревиатурой слов «מוח [мозг]», «לב [сердце]», «כבד [печень]». За счет Служения раба, которое достигает уровня, который выше различий между мозгом и сердцем, происходит объединение идей мозга и сердца. Мозг (неподвижность, покой) по природе человека властвует над сердцем (постоянное движение, эмоции). Вплоть до того, что эта «власть» принимается, в конце концов по доброй воле. Печень, в которой кровь (сердце, движение) отстаивается (мозг, неподвижность).
7. Идея раскрытия «сути Короля», благодаря битулю раба в полноте и в раскрытии осуществилась при Даровании Торы. — После предварения битулем: «будем делать [и только потом] будем осмыслять [נעשה ונשמע]», — «Я, Б-г Все-сильный твой…» раскрылся образом «Ты воочию узнал…».
Три короны. Именно благодаря битулю народа произошло коронование Короля, поскольку такое Служение (битуль раба) достигает Сущности, откуда привлекается Его желание быть Королем, благодар чему осуществляется все мироздание сверху донизу.
За счет того, что «приняли Царство Мое» — «дам Я вам Свои указы». — Принятие Царства Б-га повлекло при Даровании Торы раскрытие всех частностей служения образом, когда в них присутстсвует «менухо», порождаемая единым для всех заповедей акцентом.
В самом даровании Торы: «мир» и «менухо» Торы были спущены Б-гом именно вниз, в материальность мира («не на Небесах она»). Законодательные решения Торы выносятся именно на основе материального разума человека. Отсюда из Дарования Торы привлекается способность, раскрывая цель Творения, осуществить в нем «менухо» («успокоилась»).
8. Отсюда понятная также, какой должна быть работа евреев, в качестве подготовки к Дарованию Торы:
После выходя из Египта они занимались работой внутри частностей эмоциональных качеств души (счет омера, изменения, уровни), завершающейся «малхус шебемалхус» — абсолютным битулем («молитва бедного»). Благодаря этому, ими достигается 50-й день, «50-е врата постижения», «перед Б-гом», — т.е. раскрытие Дарования Торы («Я, Б0г Все-сильный твой»), вплоть до того, что «Я» становится «твоей силой и твоей жизненностью [אלקיך, כוחך וחיותך]».
И вместе с этим евреи получают все раскрытия сейдер-ишталшелус: «раскрытие колесницы», в дополнение к материальному богатству, и все это пронизано сознанием «вернись к одному».
9. Отсюда понятно, какие силы дает этот (5751) год, когда из Шабос сразу, в первый день недели, переходят во время Дарования нашей Торы:
Каждый (а) Шабос в мире осуществляется идея «менухи», (б) первый день недели — сотворение мира (включая время, множество частных творений) заново, (в) праздник Дарования Торы — происходит дарование Торы, — наподобие того, как это было впервые (и, более того, «В Святости — поднимаются»). Тогда в непосредственном переходе из Субботы в праздник Дарования Торы есть 2 идеи:
(1) Подготовкой к Дарованию Торы является субботняя «менухо». Это дает дополнительные силы на привлечение «менухи» во время Дарования нашей Торы.
(2) То, что время Дарования нашей Торы совпадает с днем начала творения, в большей степени подчеркивает, что «менухо» Дарования Торы привлекается также в существование мира, разделенность времени и пространства. Более того хидуш существования мира привлекается из хидуша Торы (осуществляющегося при ее даровании, «смотрел в Тору и творил мир»). Понятно, что в имеющейся ситуации еще больше раскрывается связь хидуша времени Дарования нашей Торы с хидушем привлечения «менухи» («успокоилась») в существование мира.
10. Отсюда понятна также особая связь именно с Субботой недельной главы «Бемидбар»:
Пустыня для человека — место наибольшего отсутствия покоя и стабильности, место, где «не селится человек». Хидуш Дарования Торы — привлечение «менухи» также в такое место, благодаря чему «менуха» тем более осуществляется в других места мира, которые «населяет человек».
В начале главы рассказывается о подсчете евреев, что связано с установленностью и стабильностью. Тем более подсчет, совершаемый из любви Б-га к евреям. Но этот подсчет происходил именно в пустыне, где «не селится человек». — Это тоже выражение привлечения «менухи» в место, противоположное стабильности.
Намек на ту же идею из порядка выполнения заповеди отделения десятины от скота. [См. беседу].
11. Практические указания, следующие из вышесказанного:
Поскольку Тора дается новым образом, евреи должны ее по новому принять: и в плане нового принятия Торы, с осознанием Дающего Тору, как цели Творения, привносящей «менуху» еврею и миру, и в плане привлечения привносимой Торой «менухи» во все частности заповедей, сил, мира, т.д.
Надо прибавить в изучении Торы в количественном и качественном отношении, как в общих уроках («Пиркей Овейс» — одну мишну углубленно, «Хитас», Рамбам), так и в персональных уроках. (Связь «Хитас» со Швуэс).
12. Побудить к совершению хидушим в Торе и их распространению и публикации. Несмотря на то, что в предшествующих поколениях вели себя крайне осторожно в этом отношении, сегодня это необходимо. Аргументы этому и рекомендации к практическому осуществлению этого указания.
13. Пусть будет угодно, чтобы прибавление в Торе прибавило еще больше «менуху», как духовную, так и материальную, т.д. вплоть до истинной и полной «менухи», когда устраняется противоположность «менухи» — изгнание, вопросы, порождаемые изгнанием, тем, что мы — «галутные люди», — моментально т.д. так, что мир становится сосудом для Сущности Б-га… [см. текст беседы].
25 мая 2009 в 22:19
в этом году Шавуот на шабес приходит
25 мая 2009 в 22:20
26 мая 2009 в 09:13
To litush: Да. Второй день.