15 Швата. Содержание.
1. Особая идея 15 Шват: покаянную молитву не говорят ни в предшествующую ему Минху, ни в сам праздник, поскольку это «Новый год деревьев». Поэтому еврейский обычай — есть в этот день плоды деревьев, которыми славится Земля Израиля.
Надо объяснить идею этого дня в Служении и следующее из него указание.
2. «Дерево» — связано с евреями: «Одом — дерево полевое», «Вы называетесь “одом”». В частности, это относится к деревьям в Земле Израиля, в частности — к тем, которыми славится Земля Израиля. — Они относятся к Земле Израиля, поскольку есть сначала в самом Израиле [евреях].
Евреи называются «Землей» — «ארץ» — потому что она «רצתה [хочет]» выполнять волю ее Создателя [см. подробней в беседе]. Все, что есть в Земле есть вначале в евреях.
7 плодов соответствуют 7 эмоциональным качествам, 7 ветвям менейры, семи путям в Служении.
Надо объяснить содержание идеи 7 видов, которыми славится Земля Израиля. [См. подробней в беседе о «пшенице, ячмене» и «Земле»].
3. «Земля»:
Из земли после труда, который вкладывает в нее человек, исходит хлеб [в т.ч. любая пища].
Подобие этому в человеке:
Вначале нужна пахота — «разбиение сердца», благодаря чему происходит посев и произрастание.
Баал Шем-Тов: Евреи подобны земле, в которой скрыты драгоценности. Только их надо искать и копать глубоко, что подобно пахоте, но еще тяжелее.
4. Более общо — в Работу человека с «землей» включаются все «39 работ»:
«Сорок без одной», — «И убавил ты его немного от Вс-сильного». — Кроме того, что недостаточность, по отношению к Вс-сильному [אלקים] только «немного», «без одной», — эта недостаточность обеспечивается специальным действием Б-га, до которого этой недостаточности нет. — Каждый из евреев находится в аспекте «אלקים», более того, в аспекте имени «הוי’». Но при спускании в «землю» у него появляется недостаточность: «И убавил ты его немного от Вс-сильного».
Эта недостаточность — ради поднятия, — ради того, чтобы она была восполнена, и вплоть до того, чтобы было достигнуто большее преимущество, чтобы еврей поднялся выше уровня «אלקים» и «הוי’».
5. Дополнительное объяснение частных идей «7 видов»:
— «Пшеница». Пища человека. Намекает на Служение, относящееся к б-жественной душе, «человеку» в нем.
— «Ячмень». Пища животного. Указывает на Служение, относящееся к животной душе, «животному» в еврее.
— «Виноград». «Вино веселящее Вс-сильного и человека [אלקים ואנשים]». Указывает на прибавление радости во всех деталях Служения б-жественной души (אלקים) и животной души («אנוש»).
— «Смоковница». «И сшили лист смоковницы и сделали им опоясания» т.д. Указывает на работу по преобразованию «одеяний», следующую за работой с собой самим, вплоть до полноты этого преобразования — «כתנות אור» [см. подробней в беседе].
— «Гранат». «Наполнены заповедями, как гранат». Указывает на работу по преобразованию мира, на предмете которых выполняют заповеди. Заповеди отделены друг от друга законами Торы, как зернышки граната плотью самого граната. Подобным же образом детали мира отдельны от заповедей, из приказа Торы.
Отсюда понятен порядок перечисленных выше плодов: от легкого к тяжелому.
6. Далее:
— Второе упоминание «земли». Земля — место работы человека при спускании вниз (см.выше п.п.3-4). Второе ее упоминание указывает на еще больший труд, благодаря которому происходит еще большее поднятие, наподобие разнице между пахотой и добычей драгоценностей. Также надо сказать, что второе упоминание «земли» указывает на Служение в изгнании, когда по причине спускания необходим больший труд. На это намекается «оливковым маслом и финиковым медом»:
— «Оливковое дерево». «Пусть будет моя пища горькой, как оливковый лист…» Указывает на горечь пищи. (Также на превращение горечи в пищу). Это совокупность Служения в изгнании (מרים - מירור [см. подробней в беседе]).
— И благодаря этому возникает «[оливковое] масло». «Оливка дает масло только когда ее бьют [давят]». Масло указывает на тайны тайн Торы, полнота раскрытия которых в будущем происходит после и благодаря Служению в изгнании.
— «[Финиковый] мед». Финиковая пальма начинает плодоносить через 70 лет. Это указывает на больший труд, нежели тот, что необходим для выращивания других плодов. Именно им достигается «мед» — полнота раскрытия внутренней Торы в Будущем («Мед и молоко под языком твоим»).
7. Связать это с главой «Бешалах»:
«И было при отправлении фараоном этого народа…» — Благодаря спусканию в изгнание, достигаются поднятие и полнота «При отправлении фараоном», благодаря чему осуществляется полнота вхождения в «Землю пшеницы, ячменя…» (и см. сравнение между Землей Израиля и Египтом в продолжение главы «Эйкев»).
Подчеркивается также афтейрой: «А Двейра сидит под финиковой пальмой…» — см выше.
Связь финиковой пальмы Двейры с Будущим: под финиковой пальмой исключено запрещенное уединение. — Уединение общины Израиля (Двейры) — только с Б-гом, которого удостаиваются благодаря особой предосторожности в области запрещенного уединения.
То же в конце афтейры: «40 лет» покоя Земли связаны с Будущим, когда достигается и полнота «בפרוע פרעות…» [см. подробней в беседе].
8. Практические урок и указание из вышесказанного:
— Надо реализовать время «Нового года деревьев», чтобы усилиться во всех идеях Служения, как в работе с собой, так и в воздействии на других, включая и в основном устроение фарбренген, на которых участники будут побуждать друг-друга в отношении всего сказанного.
— Надо побудить в отношении сохранения целостности Земли Израиля. Полностью устранить даже теоретические рассуждения на тему отдачи территорий. Хранить целостность Земли, народа и Торы.
И пусть будет угодно, чтобы добрые решения в вышесказанном привели моментально награду — выход из изгнания в Землю Израиля в ее полноте [см. подробней в беседе].
— И благодаря прибавлению в цдоке, приближают это, чтобы оно исполнилось с буквальном смысле моментально и сразу.